Предисловие книги: Права и обязанности наружного налогового надзора. Законы и Инструкции - М.: Фин. изд-во, 1926. - 27 с. - формат А5 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ.

    Как один из важнейших источников накопления для социалистического строительства СССР, налоги приобретают на данной стадии хозяйственного развития исключительную роль. Проведенная за последний год реформа системы всех прямых налогов, усиление прогрессивного обложения в городе и деревне и ряд других мероприятий дают все основания к тому, чтобы при наличии хорошей налоговой практики с успехом справиться с теми огромными задачами, которые возлагаются на налоговый аппарат в целом и, особенно, на его наиболее активную часть— наружный налоговый надзор.

    В числе мероприятий, проведенных в целях улучшения налоговой работы, следует указать, прежде всего, на издание в законодательном порядке Положения о наружном налоговом надзоре, утвержденного ЦИК-ом и Совнаркомом СССР 1 октября 1926 года. За пять лет существования налогового аппарата Положение о наружном налоговом надзоре является первым и важнейшим законодательным актом, прочно закрепившим положение налоговой инспекции, как отдельного института.

    Создавая крепкую базу для налоговой инспекции, Положение вместе с тем является одной из важных мер для укрепления авторитета налогового аппарата, для поднятия его квалификации и улучшения качества налоговой работы.

Остановимся на главнейших положениях этого закона.

    Назначение, перемещение и увольнение налоговых инспекторов и их помощников предоставляется компетенции финорганов губернского масштаба, но с последующим утверждением Наркомфинами Союзных Республик. Предоставленное Наркомфинам Союзных Республик право «утверждения» назначаемых местными финорганами работников не должно остаться только на бумаге иди выполняться лишь формально. Прежде всего надо учесть, что ст. 7 Положения совершенно не предусматривает возможности передачи Наркомфинами Союзных Республик своих прав нижестоящим финорганам; следовательно, «ни одно постановление ГФО о (назначении, перемещении, увольнении налогового инспектора или его помощника не может быть признано законным до утверждения его Наркомфином СР. Для губ-финотделов устанавливается определенный минимальный срок, в течение которого их постановления по налоговой инспекции должны быть представлены на утверждение. Само «утверждение» постановлений ГФО ни в коем случае не будет сводиться к простому наложению штампа. В каждом отдельном случае в распоряжении Наркомфина СР должны быть все необходимые данные для того, чтобы можно было судить о правильности действий ГФО. К постановлениям о назначениях должны прилагаться сведения об образовательном цензе и служебном стаже назначаемых. Постановления о перемещениях и увольнениях должны сопровождаться обстоятельной мотивировкой, при чем, заинтересованным лицам предоставляется право подавать возражения. При отсутствии необходимых сведений постановления ГФО не могут быть санкционированы Наркомфином СР.

    Громадное значение для поднятия квалификации наружного налогового аппарата имеет также ст. 11 Положения. По установившейся практике весь низший персонал налогового участка, от финагента до конторщика, назначался властью финансового отдела. Порядок этот за пять лет доказал свою несостоятельность. Нередко в налоговые участки назначались сотрудники не только без налогового стажа, но даже без всякой делопроизводственной подготовки, вследствие чего для налоговых инспекторов они являлись не помощью, а обузой, особенно первое время, Так как на налоговом инспекторе лежит вся ответственность за работу в участке (ст. 19), то, следовательно, ему должно быть предоставления право подбора и назначения своих ближайших сотрудников, что и устанавливается статьей 11-й Положения. Но, конечно, за ГФО остается право наблюдения и контроля за укомплектованием личного состава налоговых участков.

    Зависимость налоговых инспекторов от уездных и соответствующих финотделов имела немало отрицательных последствий как в организации наружного налогового надзора, так и в постановке налогового дела. Согласно Ст. 12 Положения, уездные и соответствующие им, а равно нижестоящие органы, не имеют права вмешиваться в работу налоговой инспекции; они лишь содействуют работе последней, и о замеченных (неправильностях доводят до сведения вышестоящих финорганов, самостоятельно не делая никаких распоряжений.

    Следует, наконец, отметить особенность вводимой ст. 17 Положения, согласно которой на делопроизводителей-инспекторов, переименованных в завканцев, возлагается ответственность за всю работу по канцелярии. Отсутствие ответственного лица в канцелярии крепко привязывало налоговых инспекторов, наружных работников по преимуществу, к письменному столу, отчего работа налоговой инспекции носила канцелярский характер, а исчисления, налогов производились обычно по необоснованным данным. Довольно трудной, «о обязательной для налоговых инспекторов задачей будет подыскание завканцев, которые бы не только номинально, но и фактически ведали всем канцелярским делопроизводством участка. Если это будет достигнуто, то у инспекторов будут развязаны руки для широкого и обстоятельного изучения своих участков и отдельных налоговых объектов, что является необходимой предпосылкой полноты и правильности обложения.

    В порядке ст. 4 Положения о наружном налоговом надзоре, предоставляющей Наркомфину СССР право устанавливать условия, которым должны удовлетворять работники наружного налогового надзора, Наркомфином изданы 12 октября 1926 года Правила по укомплектованию наружного налогового надзора. В виду особой важности выполняемых наружным надзором функций и сложности налоговой техники, Правила предъявляют к кандидатам на должности по наружной налоговой службе повышенные требования как в отношении их общего развития и теоретической подготовки, так и практического стажа. Правила эти является тем минимумом, которому должны удовлетворить все лица, назначаемые на наружную службу. В интересах привлечения в налоговый аппарат лиц, получивших соответствующую подготовку в ВУЗах, для последних установлены более льготные условия в отношении налогового стажа. Но помимо этого, постоянной задачей финорганов, руководящих наружным налоговым надзором, должно быть всемерное содействие к укомплектованию этого аппарата вицами с высшим образованием.

    Для лиц, не получивших высшего образования, или не прошедших налогового цикла на Центральных Курсах НКФ СССР, при (назначениях на должности налогового инспектора и помощника инспектора обязательным условием является выдержать предварительное испытание по установленной программе (утв. НКФ СССР 15 апреля 1926 года). Испытаниям по этой же программе (сокращенной) подвергаются лица, назначаемые на должности финагентов и делопроизводителей, если они не имеют (высшего образования, или имеют налоговый стаж менее 1 года.

    Поскольку необходимой предпосылкой для поднятия квалификации работников наружного налогового надзора является повышение получаемой ими зарплаты, Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 4 мая установил новые ставки зарплаты наружного надзора, повышенные в среднем на 37%. Как видно из этого постановления, установленные ставки не являются окончательными даже на ближайшее время. Наркомфин Союза и Наркомфины СР обязываются изыскивать средства для дальнейшего повышения зарплаты.

   Центральный Комитет нашей партии, учитывая всю хозяйственно-политическую важность укрепления налогового аппарата, указал 28 сентября 1926 года местным партийным организациям на необходимость, в целях «устранения текучести состава фининспекторов и поднятия их квалификации», — «принять меры к обеспечению финансово-налоговых органов достаточно подготовленными работниками, в особенности не допуская частой смены фининспекторов и оказывая всяческую помощь финорганам в деле поднятая квалификации финналоговых работников». В частности, указывается в письме, что «необходимо закреплять для работы в финорганах членов партии, оканчивающих специальные курсы или финансово-налоговые циклы в учебных заведениях».

    Все указанные мероприятия преследуют одну цель — улучшить качество наиболее активной части налогового аппарата.

 

Е. Полюдов.