От автора.
Ни одна из областей права не требует столь строгой юридической дисциплины ума, как гражданское право. И вместе с тем ни одна из областей права не дает столь обильной пищи для развития способности к юридическому мышлению, как гражданское право.
Органически присущие гражданскому праву свойства обусловливают и способы для его наиболее полного и отчетливого усвоения. Никакое значение работ, изучающих гражданское право в целом либо в отдельных частях, ни тем менее заучивание действующих законов — не могут научить тому специфическому умению применять правовые нормы к конкретным жизненным случаям, в котором именно и состоит сущность практической деятельности работника права.
Единственным способом овладеть ключом к «юридическому искусству» является упражнение, которое начинается в школе и продолжается в процессе практической деятельности. Этого упражнения (т.н. практических занятий) не может заменить самое кропотливое и тщательное изучение теории. В то время, как теория права идет от частного к общему и, суммируя единичные правовые явления, выводит из них руководящие начала, практика права, напротив, от общего направляется к частному, применяя научные обобщения и родовые правовые нормы к неповторяемым индивидуальным явлениям жизни.
Ввиду этого издавна необходимым спутником и главным пособником при изучении гражданского права являются задачи (казусы) по конкретным гражданско-правовым вопросам. Разрешение таких задач учащимися обычно либо связывалось с изложением курса гражданского права, либо (и это чаще) выделялось в особые практические занятия, разнообразившие и дополнявшие изучение теории.
Значительно более существенная задача отводится «практическим занятиям» у нас при изучении советского гражданского права в советской школе. Проводимая во всей системе советского образования практическая ориентация, а равно изменение методов преподавания, переносящих центр тяжести на самодеятельность учащихся, переводят практические занятия из роли пособников на положение одной из главных движущих сил преподавания. В особенности существенным является значение «практических занятий» для лиц, приступающих к изучению нелегкого для начинающих юристов гражданского права.
Настоящий сборник и является таким пособием при изучении советского гражданского права. Он предназначен в первую очередь для студентов высших учебных заведений и слушателей юридических курсов. Но, быть может, эта книжка будет небесполезна и для судебных работников и иных лиц, желающих детальнее ознакомиться с действующим советским гражданским правом.
Так как основное место в системе советского гражданского права занимает Гражданский Кодекс Советских Республик, то в настоящем сборнике задачи расположены сообразно системе, принятой Гражданским Кодексом. Однако, не следует придавать месту нахождения той или иной задачи несоответствующее значение: значительное количество задач затрагивает ряд гражданско-правовых вопросов, относящихся к нескольким отделам Гражданского Кодекса, отнесение же задачи к данному отделу основывалось на преобладающем значении соответствующего вопроса. Впрочем, даже в отношении квалификации правоотношений, излагаемых в задачах, нахождение задачи в соответствующем отделе отнюдь не означает что разрешение задачи должно основываться на тех именно правовых нормах, которые в этом отделе изложены.
Равным образом необходимо, во избежание недоразумений, отметить, что излагаемые обычно в тексте самих задач противоречащие друг другу мнения действующих лиц не должны рассматриваться, как разрешения задач. Нередки случаи, когда ни одно из высказываемых мнений не дает правильного решения, либо дает неполное решение. Изложение этих мнений участвующих лиц имеет своей целью не сообщение готовой формулы для ответа, а пробуждение юридической мысли путем раскрытия некоторых возможных способов разрешения изложенных в задаче I вопросов.
В силу соображений педагогического свойства из сборника исключены отделы «Товарищества» и «Страхование», которые целесообразнее отнести к торгово-промышленному праву.
В качестве дополнения в Сборнике помещено несколько задач по брачному и семейному праву, главным образом, связанные с имущественными правоотношениями. Все это вопросы, повседневно возникающие в практике судов по гражданским делам, и их удобнее всего рассматривать попутно с изучением советского гражданского права, хотя, конечно, с точки зрения выдержанной систематики вопросы советского брачного и семейного права было бы правильнее выделить в совершенно особую рубрику.
Задачи по праву могут быть двух родов: либо задачи, воспроизводящие решения судов и подлинные случаи из жизни, либо составленные искусственно. (См. по этому вопросу мою работу «О системе юридического образования», 1925, стр. 46—47).
Система искусственно сочиненных задач таит в себе опасность отрыва от действительности и превращения полного жизненной ценности применения гражданско-правовых норм в схоластическую эквилибристику ума. С другой стороны, подлинные дела обычно загромождены множеством данных, не относящихся к изучаемым вопросам и влекущим значительные отклонения в сторону от последовательного изучения предмета. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что отдельные нормы гражданского права вообще далеко неравномерно применяются в жизни. Это положение в полной мере относится к нашему Гражданскому Кодексу, где, наряду со статьями, применяющимися изо дня в день в судебной практике и хозяйственной жизни, можно найти немало статей, которые никогда или почти никогда не имеют применения.
Поэтому представляется наиболее целесообразным не ограничивать себя исключительно одним родом задач, а, принимая за основу материал, почерпнутый из реальной жизни, восполнять таковой специально составленными задачами, по своему содержанию близкими к жизни и действительности. В этих случаях правдоподобие можно считать равносильным правдивости.
В таком именно направлении происходило составление задач для настоящего сборника.
Основным материалом для сборника послужили Определения Верховных Судов РСФСР и У ССР, решения Арбитражной Комиссии при СТО, решения различные судебных учреждений, Арбитражных Комиссий при ЭКОСО и Товарной Бирже, архивы юридических консультаций и проч. Весь этот материал был подвергнут самой коренной переработке соответственно учебным целям настоящего сборника. По мере необходимости при недостаточности подлинного материала задачи составлялись наново.
Входящие в состав настоящего сборника задачи далеко не исчерпывают всех норм Гражданского Кодекса Для этого пришлось бы чрезмерно расширить размеры сборника Но и тех задач, которые здесь помещены, более чем достаточно для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проработать и усвоить основные проблемы советского гражданского права.
В сборнике помещены задачи различной сложности: от элементарных, приспособленных для устного разрешения их в часы учебных занятий, до весьма сложных, требующих предварительной подготовки и наиболее пригодных для письменных работ на дому.
При разрешении задач необходимо иметь в виду, что от юриста требуется не только отыскание юридически правильного ответа (иной раз такой ответ подсказывается не столько разумом, сколько своеобразной правовой интуицией), — но и обоснование сделанного вывода на соответствующих законах. Всякое судебное решение должно содержать в себе «основные решения и законы, которыми суд руководствовался» (ст. 176 п. «г» Гр.-Процесс. Кодекса). Поэтому и решения задач должны содержать мотивированные ссылки на статьи Гр. Код.
Необходимо, кроме того, помнить, что «суд не может отказать в решении; дела под предлогом неполноты, недостатка или противоречия закона» (ст. 4 Гр.-Процесс. Код.). Следовательно, и там, где в Гражданском Кодексе нет прямого ответа на поставленный вопрос, все же необходимо отыскать разрешение задачи, «руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства» (та же ст. Гражд.-Процесс. Код.).
При выполнении настоящей работы мне была оказана значительная помощь многими практическими работниками, поделившимися со мною случаями из своей практики. Всем им приношу свою глубокую благодарность.
За всякого рода указания о замеченных в сборнике недочетах и пробелах, а, равным образом, за сообщение практических случаев по советскому гражданскому праву - буду весьма благодарен.
Е.К.