ПРЕДИСЛОВИЕ.
В общей исправительно-трудовой системе РСФСР трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, на ряду с трудовыми домами для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи, занимают своеобразное место.
Исправительно-трудовой Кодекс выделяет их из общей группы учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера и относит их к особому типу учреждений, в которых меры социальной защиты носят отчетливо выраженный медико-педагогический характер.
К этому положению вполне последовательно привели и ход развития нашего уголовного законодательства в вопросе о правонарушениях несовершеннолетних и история исправительно-воспитательных методов, применяемых в РСФСР к юным правонарушителям.
Краткий обзор этой истории поможет нам выяснить специфические черты трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей, характер применяемых в них методов и те причины, которые побудили законодателя придать этим домам форму медико-педагогического учреждения.
Преступность несовершеннолетних стала обнаруживать, как известно, большой рост еще задолго до войны. Статистика детской преступности дала картину значительного ее роста не только в России, но и повсеместно за границей. Война же, со всеми ее последствиями — увеличением числа сирот, ростом детской беспризорности, вздорожанием и недостатком продуктов — дала новое, еще большее повышение преступности малолетних и несовершеннолетних. Особенно ярким примером в этом отношении явились Германия и Австрия, но не избежали роста детской преступности и страны-победительницы — Англия и Франция.
То же явление наблюдалось и в России. Быстрый рост детской преступности во время империалистической и гражданской войны не остановился и после их окончания. Неурожай 1921 года вызвал новую острую вспышку и создал новые кадры беспризорных правонарушителей, до сих пор еще наполняющих детские дома, трудкоммуны и трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей.
Несомненная связь преступности взрослых с питающей ее детской преступностью, растущей в угрожающих размерах, непригодность «тюрьмы», как средства борьбы с преступностью несовершеннолетних» все это поставило перед Советской властью в качестве одной из очередных задач — борьбу с детской преступностью.
Уже через два с половиной месяца после Октябрьской Революции декретом Совета Народных Комиссаров, распубликованным в № 8 газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 14 января 1918 г. («С.У.» 1918 г. № 16, ст. 227), были учреждены комиссии по делам о несовершеннолетних и были установлены основные принципы, которые, с последующими, вызванными жизнью, изменениями, были положены в основу Советского законодательства о несовершеннолетних правонарушителях.
Согласно этого первого декрета, суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних были упразднены. Совершенно отказываясь от всякого, даже «детского», суда, декрет устанавливал в качестве второго основного принципа, что дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, замеченных в общественно-опасных деяниях (т.е. преступлениях), подлежат ведению комиссии по делам о несовершеннолетних. Эти оба принципа подверглись, как мы увидим далее, различным изменениям, но самое учреждение, — комиссии по делам о несовершеннолетних,—оказались жизнеспособными и подтвердившими необходимость своего существования. Комиссии по делам о несовершеннолетних были учреждены по всей республике и до сих пор проделывают большую работу по борьбе с детской преступностью.
Последовательно проводя принцип неприменения к несовершеннолетним суда и тюремного заключения, первый декрет о несовершеннолетних правонарушителях установил, что комиссия, по рассмотрении дела о несовершеннолетнем, либо освобождает его, либо направляет его в одно из учреждений Народного Комиссариата Социального Обеспечения, соответственно характера его деяния.
Это положение пришлось, однако, подвергнуть различным изменениям.
В том же 1918 году, во Временной Инструкции о лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового (23 июля, «С.У.», ст. 598, № 53, 1918 г.) предусматриваются уже особые исправительные учреждения «реформатории и земледельческие колонии, как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников». Возраста этих молодых преступников инструкция не устанавливала. Это являлось задачей дальнейшего законодательства, которому предстояло ограничить принцип неприменения суда и заключения к несовершеннолетним правонарушителям.
Растущая преступность несовершеннолетних, невозможность быстро создать достаточное количество детских домов, наличие больших кадров юных правонарушителей-рецидивистов, представляющих серьезную общественную опасность, безрезультатность применения к ним медико-педагогического воздействия в условиях открытых дверей, необходимость применения к ним более действительных мер социальной защиты, — все это побудило пересмотреть вопрос о подсудности юных правонарушителей и ограничить круг подростков, для которых суд и заключение абсолютно недопустимы. В соответствии с этим, «Руководящие Начала по уголовному праву РСФСР» (от 12 декабря 1919 г. «С.У.», ст. 590, № 66, 1919 г.) вносят существенное изменение в декрет о комиссиях по делам о несовершеннолетних. Возраст несовершеннолетних, безусловно подлежащих суду и заключению, ограничивается 14 годами. 17 лет, как пограничный возраст, упраздняется Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не подлежат суду и заключению лишь в том случае, если они действовали «без разумения». Дела же действующих «с разумением» передаются в общие судебные учреждения.
Декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных преступлениях» идет еще дальше в этом направлении и уточняет нововведение, внесенное Руководящими Началами по уголовному праву РСФСР. Вновь подтверждая основной принцип, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняется», декрет исключает признак «разумения», в качестве решающего момента, и устанавливает, что дела о несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет передаются в суд, если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медик о педагогического воздействия.
Вместе с тем декрет этот устанавливает и другое положение, которое является одним из основных правил нашей исправительно-трудовой системы, а именно недопустимость содержания несовершеннолетних правонарушителей совместно с взрослыми и необходимость организации соответствующих учреждений, которым декрет этот присваивает по образцу Англии и Америки название реформаториев. Все эти изменения нашли свое отражение в инструкции комиссиям по делам о несовершеннолетних («С.У.» 1920 г., № 68, ст. 308), которая еще больше уточнила правила о направлении в суд дел о несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно п. 3 ст. 16 этой инструкции, комиссия передает в суд совершеннолетнего вместе с делом в случае признания недостаточными чисто педагогических мер: при случаях упорного рецидива, систематических побегов из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе. Правонарушения, свидетельствующие о наличии таковой опасности со стороны юного правонарушителя, точно перечислены в ст. 10 той же инструкции.
Наконец, Уголовный Кодекс РСФСР, не внося изменений в возрастные грани юных правонарушителей в отношении направления их в суд, устанавливает смягчение наказания для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Параллельно с развитием и уточнением вопроса о несовершенно-летних правонарушителях, подлежащих суду и заключению, вырабатывался и тип исправительных учреждений для этих правонарушителей.
Еще 11 июня 1918 г. был опубликован («Известия ВЦИК» от 11 июля 1918 г.) Устав Первого Российского Реформатория для юных правонарушителей, предназначенного, в соответствии с декретом о комиссиях по делам несовершеннолетних, для юных правонарушителей в возрасте от 17 лет. Уже это первое исправительно-трудовое учреждение для несовершеннолетних должно было быть построено по типу учреждения педагогического. Далеко отклоняясь от типа тюрьмы старого времени, Реформаторий не ограничивал свои задачи простой изоляцией юных правонарушителей от внешнего мира. Цели, которые ему ставились, и методы для осуществления этих задач свидетельствовали о том, что при его организации преследовались широкие воспитательские планы. Достаточно процитировать первый параграф его устава; чтобы убедиться в этом. Согласно этого параграфа, Реформаторий был учрежден для «обучения, воспитания и подготовления к трудовой жизни молодых людей от 17 до 21 года путем преподавания практических познаний, могущих приспособить их к честному труду, и путем расширения их общего интеллектуального развития». Иными словами, и здесь уже намечены два основных пути перевоспитания и приспособления к условиям общежития: приобретение трудовых навыков и культурно-просветительное воздействие. В дальнейшем предстояло эти бегло намеченные пути развить и придать им достаточно четкую и разработанную форму.
Мы уже упомянули, что и «Временная Инструкция о лишении свободы, как мере наказания» еще в 1918 году говорила о необходимости создания реформаториев и колоний для молодых правонарушителей. Мы видели также, что и инструкция комиссиям по делам о несовершеннолетних в 1920 г. возлагала на Наркомюст, в ведении которого в то время находились все места заключения, обязанность организации особых учреждений для содержания юных правонарушителей, лишенных свободы. А в 1922 году мы имеем уже «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних, лишенных свободы», которое в 62 параграфах детально регулирует деятельность этих домов, не называя их более чуждым и недостаточно точным именем «реформаториев», копией которых наши труддома вовсе не являлись и не являются.
Как широко мыслились этим «Положением» воспитательные цели труддомов и колоний для малолетних преступников, лучше всего видно из § 2 упомянутого «Положения», который заслуживает быть приведенным здесь полностью. Параграф этот гласит: «цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом — обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные интересы, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской Республики».
На основании этого положения и было организовано несколько труддомов и в том числе и Московский Трудовой Дом для несовершеннолетних, лишенных свободы. В повседневной работе этого труддома, в систематическом стремлении претворить в жизнь основы несколько теоретического «Положения», в результате упорных исканий и опытов выявилось все действительно жизнеспособное и ценное в «Положении» и обнаружилось неприменимое и неосуществимое. И в главе IV Отдела IV Исправительно-трудового Кодекса мы находим уже краткие, немногочисленные, выдержавшие испытание в двухлетней практике правила содержания заключенных в трудовых домах для несовершеннолетних правонарушителей.
Режим в этих труддомах, как мы уже отметили, носит характер, главным образом, медико-педагогического воздействия. Он ставит своей целью обучение несовершеннолетних квалифицированным вицам труда, расширение их умственного кругозора путем общего и профессионального образования и создание из них самодеятельных и сознающих свои обязанности граждан. Считаясь с тем, что среди несовершеннолетних правонарушителей, в большинстве случаев элементе городском или потерявшем всякую связь с деревней, имеется значительный % физически неразвитых подростков, зачастую дегенератов, отягченных дурной наследственностью и страдающих физическими и душевными недугами, — ИТК предписывает принятие мер к физическому воспитанию и оздоровлению их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела.
Учитывая малое развитие у воспитанников трудовых домов интересов и навыков к общественной деятельности, стремясь к организации участия воспитанников в жизни этих домов, а также к общественно-политическому воспитанию их в духе коммунизма, Народный Комиссариат Внутренних Дел по Главному Управлению Местами Заключения особое внимание обратил на развитие в трудовых домах самоуправления, и 31 октября 1925 года было издано Положение о самоуправлении в трудовых домах для несовершеннолетних правонарушителей. Положение строит систему органов самоуправления по образцу, принятому в пионерских отрядах и разбивает воспитанников всех групп на небольшие звенья, состоящие каждое из пяти человек, пятерки. Каждой пятерке по образцу пионерских же организаций присваивается особое название. Пятерки избирают из своей среды вожатых. Вожатые всех пятерок каждой группы образуют совет вожатых группы, а из всех вожатых всех пятерок составляется совет вожатых труддома. Высшим органом самоуправления являются общие собрания воспитанников труддома.
Небольшой срок, прошедший со дня издания «Положения», не дает еще возможности окончательно судить об успехах в деле его проведения. Нужно, однако, заранее считаться с тем, что на пути к его осуществлению встретятся большие трудности, коренящиеся в особых чертах характера несовершеннолетних правонарушителей — их социальной запущенности, полном отсутствии в них всякой общественности, подозрительности к каждому даже ими же выбранному органу управления и в правилах той специфической «этики», которая спаивает их в своеобразный преступный мирок, живущий своими собственными законами и правилами, на смену которым и должны прийти здоровые начала общественности и самоуправления.
Если самоуправление, школа, клуб, театр и трудовые процессы определяют педагогическую установку труддомов, то надлежаще поставленная медико-гигиеническая часть, невро-психиатрическое обследование и наблюдение, а также занятия физкультурой должны придать труддомам для несовершеннолетних не только педагогический, но уже медико-педагогический характер.
Участие врачей в жизни трудовых домов для несовершеннолетних является особо активным в сравнении с общими местами заключения. Исправительно-Трудовой Кодекс вводит в труддом для несовершеннолетних не только врача-терапевта, но и врача-психиатра. Оба эти врача входят и в состав педагогического совета. Самые труддома ИТК относит к учреждениям для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера.
Таковы основные характерные особенности трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей, отличающие их от других русских и иностранных учреждений, предназначенных для правонарушителей.
Так, совершенно неправильны были бы, в частности, сравнение этих труддомов с реформаториями американского типа, а тем более попытка видеть в последних прототип наших труддомов. Также неправильно было бы сравнивать наши труддома с теми воспитательными заведениями для нравственно испорченных, с которыми мы встречаемся в Германии (например, заведение am Urban близ Берлина). В американских реформаториях и английских борстальских учреждениях мы не находим столь отчетливо выраженного педагогического, а тем более медико-педагогического характера, как в наших труддомах. Достаточно указать, что в них до сих пор применяются физические наказания за проступки в стенах реформаториев, что всякая система воспитания проникнута религиозным началом, что заключенные в них оплачивают из своих заработков не только содержание и продовольствование, но даже медицинскую помощь. Да и предназначены реформатории для правонарушителей другого возрастного типа. В то время, как в труддома помещаются юные правонарушители в возрасте от 14 до 16 лет и, лишь в виде исключения, до 18 лет, в реформаториях содержатся взрослые молодых возрастов (главным образом от 17 до 25 лет, а подчас и до 30—35 лет). А эта разница в возрасте влечет за собой существенное различие и в методах работы. Не похожи наши труддома и на заведения для нравственно-испорченных германского образца, так как последние предназначены для совершенно иного типа детей. Это — дети улицы, дети с порочными (не преступными) наклонностями, отсутствием дисциплины и легкими формами социальной запущенности. Самые заведения эти ничего общего с местами заключения не имеют. Принудительный характер в них не выявлен. Труддома же не теряют своего характера места заключения, их воспитанники наиболее социально опасные юные правонарушители. А эти различия ведут к различиям в режиме, в педагогической установке, в методах и целях работы.
Вот почему описание организации и работы Моструддома ни в коей мере не явится повторением многочисленных русских и иностранных трудов, посвященных реформаториям американского типа или учреждениям для морально-дефективных детей в Германии.
Далее, предлагаемый ниже очерк не претендует на установление каких-либо общезначимых выводов, но все же на некоторые частные выводы из работы Моструддома он имеет несомненное право. Некоторые выводы можно сделать и из тех сообщаемых здесь данных обследований воспитанников (социально-криминологического, психологического и психиатрического), которые производились и производятся в Моструддома и которые вместе с данными опыта и наблюдения работников Моструддома дают материал для изучения психологического и социального лица той особой специфической группы подростков —несовершеннолетних правонарушителей, исчерпывающее изучение которой имеет не только теоретическое, но и актуально практическое значение и которое потребует еще немало трудов и усилий.
Наконец, предлагаемый очерк является первой попыткой восполнить тот пробел в нашей литературе о детской беспризорности и детской преступности, который заключается в полном почти отсутствии на нашем книжном рынке книг, посвященных не общим вопросам, не профилактическим мерам, а практической работе в медико-педагогических учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.
Таковы в кратких чертах историческое развитие и основы работы наших трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей я цели настоящей книги.
Е.Г. Ширвиндт.