Предисловие книги: Внутренний быт древней Армении: Историческое исследование / Эзов Г.А., Соч. на степ. магистра вост. словесности. – С.-Пб.: Тип. Мор. м-ва, 1859. – 155 с. - формат А5 – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Имя Армения. Страна, известная в древнем и новом мире под именем «Армения», никогда так не называлась и не называется самим народом армянским. Слово Армения  никогда не встречается в армянских книгах и не употребляется в армянском языке. «Страна наша, - говорит Моисей Хоренский, - называется именем предка нашего Хайка, Хайк». До сих пор армяне называют свое отчество именем своего родоначальника Хайка, Хайоц ашхарх, т.е. страною Иафета и его потомков - страною Иафета, страною Форгома или домом Форгома и пр.; а потому и самые жители Армении, кроме обыкновенного имени Хайканов, называются иногда от Азканаза - Азканазеанами, от Форгома - Торгомацик. Моисей Хоренский и другие армянские писатели говорят, что Форгом был отцом Хайка; это подтверждают и грузинские предания, которые армян, грузин и всех вообще кавказских народов называют Таркамозиани (т.е. потомками Форгома), а старшего сына его Гаос. Но все эти имена употребляются исключительно в армянском языке и в устах армянского народа, иноплеменные же народы с незапамятных времен называют эту страну Армениею, а жителей армянами; происхождение этого слова объясняет Моисей Хоренский, говоря: «Араму приписывают много подвигов храбрости и доблесть воинскую в битвах; он разрешил на все стороны пределы Армении, все народы называют страну нашу его именем: греки Армен, а персы и сиряне Армении». Эти слова правдивого Хоренского основаны на исторических фактах.
     В заключение обозрения названий, под которыми Армения упоминается у армянских и чужеземных писателей, надо присовокупить, что греческие и римские историки Армению нередко подразумевают под общими названиями Скифии, Мидии, стран кавказских и государства парфянского, что подтверждается: а) свидетельствами Плиния и Юстина, которые говорят, «что именем парфянского государства иногда назывались многие государства в совокупности»; б) древние писатели иногда горы, реки и произведения Армении приписывают одной из вышеупомянутых стран, так Африкан и Цедрен говорят, что гора Арарат в Парфии, Геродот в одном месте своей истории говорит, что Евфрат в Мидии. Нередко также случается, что греческие и римские писатели по незнанию некоторые области Армении упоминают как бы отдельные независимые государства, что встречается у Геродота, Ксенофонта, Плиния и др.
     Основание государств, т.е. соединение поколений одного или нескольких племен в общество гражданское, обыкновенно совершается так медленно, незаметно, так мало оставляет по себе памятников, что история с трудом может следить, каким образом, под влиянием каких событий народ в течение веков постепенно оставляет первобытный, патриархальный быт и образует гражданское общество, ибо, по мере того как народ живет, патриархальные отношения сменяются в нем юридическими гражданскими, кровный союз определяется юридически, потом уступает место другому, более широкому гражданскому союзу, в котором человек, прежде зависевший от кровных отношений, преобразуется мало-помалу в самостоятельного деятеля, которого место и значение определяется личными качествами, талантом и доблестями, а не одними природными условиями, рождением.
     История Армении не заключает в себе того непрерывного ряда событий, по которому бы мы могли проследить постепенное перерождение армянского народа из патриархального быта в юридическое устройство и гражданственность; другими словами, она не заключает в себе разрешение вопроса: каким образом из кровных родственных начал выработались юридические и гражданские.
     Но история образования армянского государства имеет своей отличительный характер и различествует от историй образований других держав, главным образом тем, что, несмотря на свою глубокую древность, она не заключает в себе ничего невероятного и неправдоподобного и находит себе подтверждение в Священном Писании и древних писателях; сверх того сказания эти получают достоверность, преимущественно когда мы их сравниваем с одной стороны с народными сказаниями, а с другой с географическими и генеалогически указаниями.