Предисловие книги: Право православной грековосточной русской церкви как предмет специальной юридической науки / Заозерский Н., доц. канон. права при Моск. духов. акад. – М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1888. – 145 с. - формат А5 – репринтная копия

ПРАВО ГРЕКОВОСТОЧНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК ПРЕДМЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

     Предлагаемое сочинение имеет своей задачей с возможной полнотой и обстоятельностью выяснить основания, по которым научные исследования о праве Русской Церкви должны быть выделены из общего цикла юридических наук в совершенно самостоятельную науку.
     Чем же вызывается таковая задача? Разве кто-нибудь отрицает, что право Русской Церкви может быть предметом специальной и самостоятельной науки? В ответ на это нужно сказать, что если это право у него не оспаривается прямо, то высказывается нечто гораздо худшее, высказывается крайне высокомерное к нему отношение, такое, что у него отрицается какая бы то ни было самобытность, оригинальность, индивидуальность; высказывается, что оно отчасти есть слабое подражание византизму, давно уже окостеневшему, так сказать, в среднем моменте своего развития, отчасти бессистемное сочетание случайно создаваемых произволом светской государственной власти положений и институтов, не имеющих никакого отношения к чисто церковным задачам и никакого канонического характера. В силу первого из этих оснований, не только русское каноническое право, но и самая основа, и прототип, и оригинал его - греческое каноническое право, заслуживает де лишь краткой отметки в исследованиях о каноническом праве западной церкви, в той мере, как таковой отметки заслуживает всякое ненормальное уклонение схиматичествующих обществ чистого и многоводного источника правды и истины католической церкви. Эта идея весьма последовательно и наглядно проводится у старого ученого канониста западной церкви Ф. Вальтера в его: Lehrbuch des Kirchenrechets aller christl. Confessionen. Bonn. 1822-1856. Не отказался от проведения этой идеи и новейший канонист Ф. Верин в своем: Lehrbuch des catolischen, orientalishen und protestantischen Kirchenrechts. 1881. В силу второго из указанных оснований все право Русской Церкви, в особенности действующее, должно входить лишь как часть материала в общее государственное русское право, как истекающее из одного источника, из которого проистекает все русское право и законодательство.
     Есть ли в самом деле в существе права Русской Церкви какие-либо характеристические свойств, а в историческом его развитии моменты такой глубокой важности, чтобы оно было достойно самостоятельного изучения, как самоцель, как объект самодовлеющий? Вопрос сей оказывается совсем неизлишним и непраздным.
     Еще более важное побуждение прямо поставить его и разрешить именно в положительном смысле представляется в достаточной мере распространенности и довольно сочувственном приеме, оказываемых настоящим веком той политической и юридической доктрине, по которой единственным источником права служит только государство, что церковное право есть не право, а что-то совсем иное - нечто такое, что должно, выбравшись из области юриспруденции, куда оно попало по недоразумению отцов и дедов и прадедов наших, найти себе место или в нравственном богословии, или в науке об общественном и политическом благоустройстве, или где-нибудь в другом месте. В какой мере законны притязания этой доктрины? Имеет церковь в существе своем и в своем прошлом насущную потребность и силу создавать и твердо охранять свое собственное право, или же она должна отказаться от сего и подчиняться всецело регламентации государственной власти и отдать себя всецело в руки служительницы ее государственной науки, проповедующей вышеозначенную доктрину?
     По сим пробуждениям решаемся предложить читателю свои рассуждения, исследования и соображения, клонящиеся к уяснению и решению сего вопроса. Их направим к достижению намеченной цели путем довольно длинным и окольным. Сначала поведем речь о праве вообще, затем о церковном праве вообще; далее вообще, затем о церковном праве вообще; далее представим краткий исторический очерк взаимоотношений, в какие становились церковь и государство именно по вопросу о власти той и другого издавать и охранять собственные правоопределения в сфере их ведения, потом о специфических свойствах права Русской Церкви и, наконец, о задачах и цели научного изложения русского церковного права.