Предисловие книги: Кавказские евреи-горцы / Анисимов И.Ш. – М.: Тип. Е.Г. Потапова, 1888. – 156 с. - формат В5 – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Среди многочисленных народностей Кавказа, привлекавших к себе внимание исследователей-этнографов, сохранилось одно немногочисленное племя, о быте которого до сих пор известно очень немногое. Это горцы-евреи или, как их называют, «Горские Евреи». Никто из наших исследователей Кавказа специально не занимался изучением этого народа, и лишь немногие путешественники говорили о нем мимоходом при описании других племен Кавказа. По всей вероятности, это объясняется тем, что этот небольшой народец не пользовался ни исторической известностью, ни литературною, и по своей незначительности почти ничем не выделялся из других, окружающих его, племен, как внешностью, так и одеждой. Впрочем, в последние десять, двадцать лет появились в печати четыре произведения, посвященные евреям-горцам. Первое из них - книга г. Немировича-Данченко «Воинствующий Израиль». Она действует более на воображение читателя своими фантастическими, художественными картинами, чем на ум. Изображением нравов, обычаев и некоторых сторон быта горских евреев, в виде художественных сценок, она приобрела довольно обширный круг читателей, но только среди европейских евреев, интересовавшихся сведениями о своих единоверцах на Кавказе. Вторая статья о горских евреях появилась 15-16 лет тому назад сначала в еврейских журналах на древнееврейском языке, а потом в «Сборнике сведений о кавказских горцах» и принадлежит путешественнику 60-х годов по Кавказу, Иуде Черному.
     Этот путешественник, достойный уважения по перенесенным им трудностям и лишениям в неизвестном и не совсем безопасном крае, говорит в начале своей статьи, что ему пришлось путешествовать по Прикаспийскому краю и Тверской области два года. За это время он изучил, «по мере возможности», быт своих соплеменников, их образ жизни, обычаи, нравы, предрассудки и пр.
     Принимая во внимание время, в которое путешествовал Иуда Черный по Кавказу, низкий уровень нравственного состояния горских евреев, их неприязненное отношение к русским или европейским евреям, можно, даже не вдаваясь в критический разбор произведений Черного, определенно сказать, что «возможность сообщения точных данных о быте Горских Евреев была для него весьма ограничена». Если автору и пришлось заметить в их жизни что-нибудь, то лишь самую ничтожную долю, остальное же он описывает или по частному быту несколько аулов, или понаслышке.
     Но, говоря о недостатках статьи И. Черного, нужно с другой стороны отдать справедливость покойному автору и заметить, что, как любитель-путешественник, он представил очень много интересного из действительной жизни горских евреев, описал их домашнюю обстановку и собрал статистические сведения об их численности и местах поселения. Заметим также, что тот же автор помесил в 1869 году в «Терских Ведомостях» краткие исторические сведения о горских евреях, обнимающие период их жизни на Кавказе от начала XVII в. до наших дней. Эти сведения касаются главным образом переселения евреев из аула в аул в Дагестане и основаны на местных преданиях. Несомненно, что труды покойного автора, все же познакомили русских евреев с бытом и правами их единоверцев, заброшенных судьбою в дикую страну между дикими племенами.
     Четвертою и последнею статьей о горских евреях была моя статья под заглавием «Кавказские евреи-горцы», где были помещены некоторые сведения об обычаях горских евреев при свадьбе, похоронах и при убийстве; эта статья также далеко не обнимает всех сторон быта горских евреев.