Предисловие книги: Транспортное право СССР и капиталистических стран: Договор перевозки. Вып. 1 / Кейлин А.Д. - М.: Междунар. кн., 1938. - 119 с. - формат В5 - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

   Вопросы транспорта имеют исключительно важное значение во внешней торговле. Тов. Ленин на IX Всероссийском съезде Советов говорил о транспорте как о материальном орудии связей с заграницей.

   Общеизвестны те внимание и заботы, которые партия, правительство и лично тов. Сталин уделяют советскому транспорту, как водному (морскому и речному), так и железнодорожному й воздушному. Достигнутые советским транспортом успехи получают свое соответствующее выражение во внешнеторговых перевозках. Советский социалистический транспорт является «государственной собственностью, то есть всенародным достоянием» (ст. 6 Сталинской Конституции). Его достижения укрепляют социалистическое государство рабочих и крестьян и обеспечивают в области внешней торговли его хозяйственную независимость в окружении капиталистических государств. Значение капиталистического окружения блестяще вскрыто тов. Сталиным. «Капиталистическое окружение — это не пустая фраза, это очень реальное и неприятное явление. Капиталистическое окружение — это значит, что имеется одна страна, Советский Союз, которая установила у себя социалистические порядки, и имеется, кроме того, много стран — буржуазные страны, которые продолжают вести капиталистический образ жизни и которые окружают Советский Союз, выжидая случая для того, чтобы напасть на него, разбить его или, во всяком случае — подорвать его мощь и ослабить его». Эти слова тов. Сталина обязывают советских работников, соприкасающихся с внешнеторговыми перевозками, быть трижды бдительными и надежно вооруженными для защиты советских интересов. В арсенале этого вооружения существенное место занимают правовые вопросы.

   Основные принципы советского социалистического транспортного права противоположны основным принципам транспортного права капиталистических стран. В СССР основами транспортного права являются: социалистическая государственная собственность на орудия и средства железнодорожного, водного и воздушного транспорта, монополия фрахтования иностранного тоннажа, как неразрывная часть монополии внешней торговли, планирование перевозок, хозрасчет во взаимоотношениях органов транспорта с клиентурой и социалистические формы труда. Наоборот, в капиталистических странах основами транспортного права являются: частная собственность на транспортные средства, анархические формы использования транспортных средств, ожесточенная конкуренция между отдельными видами транспорта изощренная борьба друг с другом участников различных монополистических соглашений по транспортным вопросам и жесточайшая эксплуатация транспортного пролетариата.

   Советское социалистическое транспортное право отображает значение советского социалистического транспорта как одного из могучих рычагов укрепления и дальнейшего развития социализма в нашей стране.

   Для транспортного же права капиталистических стран определяющей является роль транспорта в качестве орудия агрессии и империалистической экспансий.

   Говоря о капиталистическом транспорте, т. Ленин указывает, что «жел. дороги, это — итоги самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной». Тов. Ленин показывает связь желдорог «с крупным производством, с монополиями, с синдикатами, картелями, - трестами, банками, с финансовой олигархией». — «Распределение желдорожной сети, —говорит тов. Ленин, —неравномерность его, неравномерность ее развития, это —итоги современного, монополистического капитализма во всемирном масштабе. И эти итоги показывают абсолютную неизбежность империалистских войн на такой хозяйственной основе, пока существует частная собственность на средства производства». (Ленин. Собрание сочинений, т. XIX, стр. 74).

   Капиталистический транспорт подчиняется общим законам капиталистического хозяйства. Неизбежные спутники капиталистического хозяйства — кризисы — разрушительно влияют на транспорт капиталистических стран.

   Особенно тяжело сказался мировой экономический кризис, развернувшийся на базе общего кризиса капитализма, причем депрессия особого рода не привела к сколько-нибудь действительному улучшению.

   С другой же стороны, в области морского транспорта, в силу ряда причин, среди которых основной является стремление к переделу мира и дальнейшим захватам, монополистический капитал искусственными мероприятиями увеличивает торговые флоты капиталистических стран, усиливая тем самым перепроизводство тоннажа и обостряя конкурентную борьбу.

   В фашистских государствах транспорт ставится под непосредственный контроль правительства, в основном в целях заблаговременной мобилизации его для осуществления захватнических целей фашизма.

   Весь этот комплекс неразрешенных и неразрешимых противоречий сказывается в транспортном праве капиталистических стран, причем закон неравномерного развития капитализма обусловил собой отсутствие тождества в транспортном праве различных капиталистических стран.

   Само собой разумеется, что в каждой отдельной капиталистической стране правовое регулирование отношений перевозки отображает борьбу противоречивых интересов, и для советского исследователя, вооруженного марксистско-ленинско-сталинским учением, анализ транспортного права капиталистических стран далеко не безынтересен. Однако, центр тяжести настоящей работы заключается не в этом. Настоящая работа имеет своей задачей проанализировать и осветить правовое регламентирование отношений, возникающих при морской, речной, железнодорожной и воздушной перевозках в связи, в основном, с внешнеторговыми операциями, и тем самым принести посильную пользу как практическим работникам, так и молодым готовящимся кадрам нашей советской социалистической внешней торговли.