ВВЕДЕНИЕ
Семья в социалистическом обществе играет огромную роль. Разговоры о том, что при социализме семья не нужна и должна быстро сойти на-нет, —- пустая и вредная болтовня.
«Теоретически» эти разговоры пытались основывать на том, что семья при социализме будто бы теряет свой экономический базис. Раньше, мол, таким базисом семьи было мелкое домашнее производство — крестьянина, кустаря, ремесленника и т.д. Это мелкое производство начало вытесняться крупным общественным производством еще при капитализме и окончательно вытесняется при социализме. А с вытеснением или разрушением экономической базы семьи, очевидно, должна разрушаться и самая семья.
Такое рассуждение ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеет. Мелкое домашнее производство при: социализме действительно вытесняется крупным общественным производством — социалистическими фабриками, заводами, колхозами, совхозами и т.д. У нас этот процесс с коллективизацией сельского хозяйства в основном, как известно, уже закончен. В настоящее время у нас не только рабочий класс, но и крестьянство «...базирует свою работу и свое достояние не на единоличном, труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике» (Сталин, Из доклада на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде советов о проекте Конституции СССР). Но ясно, что при этом никакого разрушения экономического базиса семьи не происходит, а происходит лишь замена одного экономического базиса, — отсталого, мелкособственнического, «единоличного», новым, гораздо более высоким и развитым базисом крупного общественного социалистического хозяйства. Маркс учил, что еще при капитализме «...крупная промышленность, отводя решающую роль в общественно организованном процессе производства вне сферы домашнего очага женщинам, подросткам и детям обоего пола, создает экономическую основу для высшей формы семьи и отношения между полами» (Маркс, Капитал, т. I, стр. 460, Партиздат, 1937 г.).
При социализме, как это можно наблюдать у нас на каждом шагу, эта более высокая форма семьи и отношений между полами все более укрепляется и расцветает. «Создав первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, рабочий класс нашей страны, руководимый партией Ленина—Сталина, впервые в истории человечества утвердил основы для здоровой, крепкой и счастливой семьи» («Правда» от 12 ноября 1938 г., передовая). Новая, социалистическая семья коренным образом отличается от семьи буржуазного, капиталистического общества, основанного на эксплуатации и угнетении.
Вместо порабощения женщины в семье мы имеем полное равноправие супругов. Особенно глубокий переворот в этом отношении произошел в деревне, «Только колхозная жизнь могла уничтожить неравенство и поставить женщину на ноги», — говорил товарищ Сталин на приеме колхозниц-ударниц свекловичных полей 10 ноября 1935 г. «Трудоднями колхоз освободил женщину и сделал ее самостоятельной».
Брак по расчету, по нужде или принуждению сменился свободным браком по взаимному влечению.
Повсеместно сохраняемое еще в буржуазном мире «особенно гнусное, подлое, лицемерное неравенство в брачном и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку уничтожено Советской властью полностью» (Ленин, т. XXVI, стр. 193). Деление детей на «законных» и «незаконных», «брачных» и «внебрачных» сменилось полным равенством в правах всех детей без исключения.
Бракоразводные процессы со всей их грязью, цинизмом и лицемерием уступили место свободе развода.
«Власть» родителей над детьми заменена правами и обязанностями родителей, которые должны осуществляться исключительно в интересах детей.
«Моногамия» (единобрачие) только для жен сменяется моногамией и для мужчин.
Искусственное сокращение рождаемости, вызываемое мещанской расчетливостью и неуверенностью в завтрашнем дне, уступает место росту рождаемости, основанному на здоровом влечении к материнству и отцовству, твердой уверенности в завтрашнем дне и огромной заботе о матерях и детях со стороны государства. Первоочередной задачей становится реальная борьба с абортами, разрушающими здоровье женщины и тормозящими развитие социалистического общества.
Исторический закон 27 июня 1936 г. сыграл в этом отношении огромную роль. Рождаемость стала быстро возрастать, число разводов резко сокращается.
Беспримерна все возрастающая забота социалистического государства об охране материнства и младенчества, о воспитании подрастающего поколения, о социальном обеспечении нетрудоспособных и т.д.
Но рост забот государства о членах семьи не снимает забот о них со стороны самой семьи.
На семье лежит задача первоначального воспитания детей и их содержания до совершеннолетия, семья должна вместе со школой заботиться об их внешкольном воспитании, семья должна оказывать материальную помощь своим взрослым нетрудоспособным членам. Члены семьи, кроме того, тесно связаны между собой чувствами родственной привязанности и должны заботиться друг о друге и оказывать друг другу материальную и моральную поддержку. Правила социалистического общежития, уважать которые обязан, согласно ст. 130 Сталинской Конституции, каждый советский гражданин, должны пронизать всю жизнь социалистической семьи. Нельзя также забывать и того, что семья ведет до сих пор потребительское хозяйство, а частично и производственное (на приусадебных участках колхоза).
Крепкая, здоровая советская семья обеспечивает воспитание здоровой, крепкой, сознательной и морально устойчивой социалистической молодежи. Отсюда задача максимального укрепления советской семьи. «Советское государство стоит на страже крепкой советской семьи, оберегает ее нравственные устои, способствует ее трудовой сплоченности» («Правда» от 12/Х1 1938 г., передовая).
Задачи укрепления советской семьи и исполнения обязанностей, лежащих на членах семьи, ставят во весь рост вопрос борьбы с отвратительными пережитками капиталистического прошлого в виде пренебрежительного отношения к женщине, легкомысленного отношения к половым связям, небрежного, а иногда преступно-злостного отношения к отцовским обязанностям по содержанию своих детей.
Для преодоления этих пережитков необходимы как воспитательные мероприятия в самом широком масштабе, так в надлежащих случаях и государственное принуждение, а в особо злостных случаях и применение уголовного закона.
Особенно значительную роль в этом деле играет суд, который не только принуждает к исполнению закона, но и мобилизует вокруг своих дел общественное мнение и выполняет громадную воспитательную работу.
Чаще всего эту роль суду приходится выполнять при разрешении так называемых алиментных дел. В работе суда они занимают значительное место. За каждым таким делом стоит живой человек — ребенок, инвалид, старик, в пользу которых отыскиваются необходимые для их жизни средства. Поэтому эти дела имеют огромное значение как общественно-политическое, так и персональное для отдельных граждан.