ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящая работа посвящена двум важнейшим вопросам «социального учения о государстве»: 1) анализу и оценке принципа самодержавия народа или национального суверенитета; 2) конструированию самого понята суверенитета. В обоих отношениях настоящая работа является попыткой теоретически исследовать и переоценить основной принцип современного буржуазная государства — самодержавие народа — с точки зрения теории и практики борьбы рабочего класса за социализм.
Задача эта давно поставлена пред марксизмом, но то, что сделано в этом направлении, не всегда может быть с достаточной силой противопоставлено необозримому океану работ тех буржуазных государствоведов, которые исследуют принципы национального суверенитета и суверенитета вообще с точек зрения формально-юридической или резко-буржуазной. Между тем, разработка и углубление этих принципов с точки зрения не только социалистической, но и определенно -марксистской — диктуется самой настоятельной теоретической и практической необходимостью. Крайне важно, в борьбе с буржуазно-республиканскими предрассудками, раскрыть истинное содержание марксистского понимания принципа национального суверенитета, связать его с основными предпосылками марксизма и построить классовую теорию суверенитета, отвечающую на вопрос: кому и при каких условиях принадлежит в государстве суверенитет . Попытка социологической постановки и монистического решения этого вопроса составляет центральное содержание настоящей работы и служит той осью, вокруг которой расположены все ее части.
Анализ государственно-правовых учений прошлого раскрывает пред нами замечательный факт: появление на арене исторической борьбы нового общественного класса, его экономически рост и борьба за власть сопровождаются самой решительной и безвозвратной ломкой, самой радикальной переоценкой и реконструкцией всех государственно-правовых теорий и институтов. С особенной силой сказалось это явление в XVII и XVIII в.в., в борьбе буржуазии с феодализмом и королевской властью. Настоящее время — время великой борьбы рабочего класса с буржуазией за суверенитет, не может не сопровождаться подобным же явлением: по всей линии борьбы идет перестановка и перестройка всех, казалось, незыблемых принципов и представлений, выработанных буржуазной наукой, глухой шум борьбы проникает во все поры социальной жизни и властно диктует уму теоретика свои законы и веления... Но для познания этих законов, для проникновения в творческие источники социального развития, необходимо, чтобы могучие волны общественности прошли сквозь аналирический холод построений и железную законченность формул науки, необходимо, чтобы отчетливые и прозрачные кристаллы, созданные этим процессом, с яркостью и силой рисовали уму картину их творца и источника — волнующегося социального моря: тогда, и только тогда, вырастет пред нами «выкованное из металла чистой свободы» идейное оружие пролетариата в борьбе с современным буржуазным государством — мощная и гармоническая система единого и целостного социалистического государственного права...