Предисловие книги: Воздухоплавание и право. Т. 3: Ч. 2 / Шиф Л.И. - С.-Пб.: Воздухоплавание, 1912. - 103 с. – формат B5 - репринтная копия

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

I.

     Люди летают уже в течение двух столетий, но до последнего времени воздухоплавание почти не привлекало к себе внимания юристов, вопреки их деспотической тенденции властно налагать руку на все стороны человеческого общежития. До тех пор, пока воздухоплавательные аппараты не выходили из подчинения воздушной стихии и покорно повиновались малейшему капризу ветра, передвижение людей в воздухе не могло считаться сколько-нибудь серьезным явлением общежития. Не занимая значительного места в жизни, не затрагивая глубоко чьих-либо интересов, оно и не могло стать предметом серьезного и систематического юридического обсуждения. Право выступает на сцену лишь тогда, когда жизнь собственными развитием создает новые социальные отношения, требующая внешней регламентами. Оно является сейчас же вслед за фактами, фатально вмешиваясь во всякую сферу жизненных отношений, приобретающую сколько-нибудь заметный общественный интерес, внося всюду порядок и единообразие. Когда человеку удалось сделать крупный шаг в борьбе с непокорной воздушной стихией и появились впервые летательные аппараты, повинующиеся рулю и способные до некоторой степени противостоять внешним стихийным силам, когда, таким образом, передвижение в воздухе вступило в новую стадию развития, открывающую перед человечеством широкие перспективы, не замедлила откликнуться прозаическая, трезвая юридическая дисциплина. По выражению Фр. Мейли на заседании Интернационального союза сравнительного юридического знания, — воздухоплавание, вопреки своей сущности, стало теперь на твердую почву и таким образом выдвинуло на очередь целый ряд юридических проблем первостепенной важности.

     Успехи воздухоплавания растут с замечательной быстротой. То, что сегодня является исключительным событием, через короткое время становится будничным явлением. Продолжительные полеты на дирижаблях и аэропланах из одного конца страны в другой, из одной страны в другую, многочасовое пребывание в воздухе без спуска, подъем на высоту в 2—3 тысячи метров теперь уж не составляют исключительных подвигов.

     Не следует, однако, преувеличивать значения достигнутых воздухоплавателями результатов. По утверждениям специалистов, проблема передвижения в воздухе не только еще не разрешена, но даже не поставлена должным образом. Предстоит еще громадная работа мысли и опыта. Мы сейчас переживаем только первоначальную темную стадию поисков, опытов, предположения. Блестящие успехи передвижения на летательных машинах и аэростатах оплачиваются еще слишком дорогой ценою. Число жертв воздухоплавания крайне велико и растет едва ли в соответствии с развитием воздухоплавания. Нет почти авиатора, который не был бы хоть раз в жизни близок к гибели. Хрупкость летательных аппаратов, ненадежность моторов, сопротивление далеко еще не сдавшейся воздушной стихии делают воздухоплавание опасным и дорогим средством сообщения. Если принять во внимание еще и факт незначительной грузоподъёмности воздушных судов, то станет ясно, что о серьезной конкуренции воздухоплавания с земными и водными средствами сообщения пока не может быть и речи. Воздухоплавание только тогда органической частью войдет в общежитие, когда такие факты, как французами круговой полет, как путешествие из Парижа в Мадрид или Рим или из Петербурга в Москву и прочие сколько-нибудь выдающиеся перелеты перестанут привлекать всеобщее внимание, отмечаться в газетных телеграммах, служить предметом овации, призов и пр. Только тогда, когда передвижение в воздухе сделается будничным явлением, когда установятся правильные воздушные рейсы между отдаленными друг от друга пунктами, можно будет с такой же серьезностью и детальностью трактовать воздушное право, как теперь трактуется право железнодорожное или морское.

     Но и теперь юридическая наука должна серьезно подойти к проблемам, рожденным воздухоплаванием, тем более, что воздухоплавание затрагивает сложную сеть чрезвычайно важных государственных и частных интересов.

     Воздухоплавание, как средство правильного пассажирского и товарного сообщения, составляет теперь не только теоретически вопрос. Идея правильных рейсов дирижаблей и даже аэропланов зародилась уже в нескольких местах, и кое-где были некоторый попытки ее осуществить. Зарождаются общества, имющие целью организацию воздушных пассажирских рейсов между определенными географическими пунктами. Это уже нечто большее, чем отдельные полеты между городами, совершаемые корифеями авиации и аэронавтики.

     Как бы ограниченно ни было применение воздухоплавания в настоящее время, как бы узок ни был круг лиц, пользующихся новым средством передвижения, создавшаяся новая сфера человеческих отношении должна быть урегулирована, подведена под нормы. Население, конечно, еще долго не будет пользоваться воздухоплаванием для своих будничных деловых целей. Но даже как предмет военного употребления, как орудие географических, астрономических, метеорологических и других научных исследовании, как средство спорта, воздухоплавательный аппарат затронет столь важные стороны жизни, что потребность в юридической нормировке окажется неустранимой. Необходимо всестороннее теоретическое освещение проблем воздушного права. В основу системы воздушного права должен лечь определенный взгляд на самую правовую природу воздушного пространства. Раз обратившись к исследованию отношений, вызванных воздухоплаванием, юридическая наука должна ввести его в достаточно широкие рамки. Правовая регламентация призывается к жизни фактами, но раз возникнув, она должна предусматривать достаточно широкие круг фактических возможностей. Техника воздухоплавания развивается с поразительной быстротой, и право должно стремиться к тому, чтобы не быть захваченным врасплох, оно должно быть наготове, рассчитывая на maximum достижимого. Его нормы должны быть рассчитаны на самые крайние возможности, пока допустимые только теоретически. Жизнь не дает еще материала для рассуждения об опасностях, которыми могут грозить морским судам летательные аппараты, парящиее над океаном, об условиях воздушной войны между странами, отделенными друг от друга нейтральным государством, о преступных посягательствах со стороны воздушных судов против жителей земли, о ввозе аэростатами контрабанды и т.п. Юрист, тем не менее, не должен отказываться от рассмотрения этих вопросов, ибо, во-первых, невозможное сегодня может обратиться в действительность завтра, во-вторых, — трудна для права, трактующего, по самой своей сущности, обо всем в самой общей и отвлеченной форме, отделять реально-возможное от теоретически-возможного; при неполноте рассмотрения вопроса очень легко могут остаться вне нормировки отношения, имеются вполне реальное значение.

 

II.

 

     Велики ли перемены, которые может внести воздухоплавание, при условии дальнейшего его технического развития, в сферу государственных и частно-правовых отношений? Будет ли поколеблена, расстроена современная система юридических отношений, или же новые факты покорно уложатся в рамки испытанной, разработанной и эластичной действующей «земной» системы права? Не потребуется ли коренного пересмотра принципов современного права и радикального изменения практической регламентации жизни? Многие, действительно, склонны видеть в победе человека над воздухом источник огромного переворота в общественной жизни, не имеющего в истории прообраза. Некоторый основания к такому взгляду, несомненно, имеются. До сих пор наша жизнь протекала на поверхности суши и моря, теперь стала для нас доступной новая безграничная среда—воздушное пространство. Веками налаженная, привычная жизнь человека, казалось, должна перевернуться вверх дном, когда воздушное передвижение приметь систематический характер. Летательные аппараты не будут считаться ни с какими преградами суши и моря. Таможенные учреждения окажутся бессильными в надзоре за дирижаблями и аэропланами, беспрепятственно перелетающими на недосягаемой высоте или под прикрытием ночной тьмы через заветные государственный границы. Ряд самых грозных и неприступных крепостей окажется не в состоянии помешать неприятельскому воздушному флоту проникнуть внутрь страны и спуститься в любом пункте охраняемой миллионами штыков территории. Никакой самый могущественный монарх, огражденный толстыми стенами дворцового сада и многочисленной вооруженной охраной, не будет обеспечен от вторжения летательных аппаратов с высоты, он будет беспомощен против парящих над его парком, садом или балконом воздушных судов. Все средства охраны общественного порядка, столь действительные в двух измерениях сферы человеческого передвижения,, окажутся несостоятельными для третьего ее измерения. Передвижение людей в воздухе должно вызвать для жителей земли ряд тяжелых последствий. Летая над сушей и морем, аэронавты будут угрожать населения многочисленными опасностями, так как будут иметь легкую, доселе неведомую возможность посягательства на имущество и личность людей. Фактическая неприкосновенность частной собственности будет поколеблена в немалой степени.

     Как бы основательны ни были изложенные соображения, не следует преувеличивать опасностей воздухоплавания. Действительность безусловно усложнится, в ней произойдут многие крупные изменения, но несомненно также, что та техника, которая создала новый жизненный фактор, даст средства и для противодействуя всем его эксцессам. Задача права, между прочим, и заключается в том, чтобы урегулировать создавшиеся отношения, подчинить новый фактор требованиям государственности, создать гаранты нормального правопорядка, обеспечить развитее воздухоплавания, с одной стороны, и интересы всего общежития — с другой. Задача эта не легка, как в виду своеобразия юридической природы воздуха, так и в виду практических трудностей, могущих возникнуть при проведении норм воздушного права, но о неразрешимости ее не может быть и речи.

     Вопросы, возникающие при юридическом рассмотрении нового способа сообщения, весьма многочисленны. Прежде всего встает пред нами вопрос об отношении воздуха к государству: свободен ли воздух от подчинения государству, или же он составляет необходимую принадлежность его территории? Может ли воздух рассматриваться как объект частной собственности, или же он, не принадлежа никому, в частности, составляет предмет общего пользования? Каковы пределы воздействия государства и частных собственников на воздушное пространство? Как обеспечить таможенные и санитарные интересы государства и интересы государственной обороны против возможных посягательств со стороны воздухоплавателей? Каково в военное время юридическое положение воздушного пространства по отношению к воюющим и нейтральными государствам? Какова подсудность гражданских актов и уголовных преступлений, совершенных в воздушном пространстве? Каковы условия гражданской ответственности за убытки, причиненные воздухоплавателем во время передвижения его над землей или при спуске на землю? Какова ответственность хозяев воздушных судов перед пассажирами, вверившим им свою безопасность? Как обеспечить возможную безопасность и правильность нового способа передвижения? Как бороться с уголовными преступлениями, для которых открываются новые невиданные возможности?..

     На первой международной конференции воздушной навигации, состоявшейся в мае 1910 г. в Париже, французами министр общественных работ Мильеран в следующих словах охарактеризовал задачи воздухоплавательного права.

«Устремляясь в воздушное пространство, свободные шары, управляемые аэростаты и летательные машины вызывают к жизни новые права и обязанности, непредвиденные опасности и ответственность.

     «Вместе с их силуэтами на горизонте выросла угроза столкновений интересов всякого рода: интересов публичных и частных; интересов воздушных судов, их собственников и экипажа; интересов» смиренного прохожего и земельного собственника; наконец, национальных интересов различных государств.

     «Полиция и таможня, доселе пригвожденные к земле, не без тревоги следят за насмешливо пролетающими над их головами воздушными судами. Если невозможно их задержать, то нельзя ли, по крайней мере, их распознать?

     «Не следовало ли бы сообщить им личность, гражданское состояние, национальность, отметить их внешними знаками, пригодными для установления их тождества?

     «Не следует ли, как поступили относительно автомобилей, потребовать от пилотов и аппаратов, чтобы они удовлетворяли известным элементарным условиям?

     «Не только в движении автомобилей, но, без сомнения, еще более в морской навигации будут по естественной связи искать аналогии и примеров для регулирования воздушной навигации.

     «Вы остановитесь равным образом перед вопросом, требует ли, и в каких границах, регламентации воздушный транспорты

     «Приходится не только летать, но и коснуться иногда земли. Проблема спуска на землю поставит перед вами важные и сложные вопросы.

     «Международное право, точнее юридическая метафизика, испытывает последствия этой революции. Юристы первого ранга, каковы цюрихский профессор Мейли и наш соотечественник Фошиль, атаковали новые трудности и предложили свои решения».

     Перед юриспруденцией стоят две практические задачи, плохо мирящиеся друг с другом, — с одной стороны обеспечение правильного и беспрепятственного развития воздухоплавания, с другой — охрана интересов государства и частных лиц, задаваемых передвижением людей в воздухе. Право не только не должно тормозить борьбы человека с воздушной стихией, но призвано всячески ее облегчать, создавать для нее льготные условия, окружать ее атмосферой сочувствия и поддержки. Но при этом оно не должно забывать насущных интересов населения, не должно в увлечении идеей завоевания воздуха отдавать ей в жертву эти интересы, на каждом шагу нарушаемые воздушной навигацией. Если государство не должно стеснять частной инициативы и ограничивать воздухоплавание во славу чистого принципа частной собственности и абсолютного государственного суверенитета, то оно же обязано создать гарантии против нарушения коренных интересов государства и частных собственников. Необходимо большое чутье жизни и незаурядное чувство меры, чтобы обрести нужный компромиссу найти правильную среднюю линию, установить в данной области прочное равновесие. Правильное жизненное решение этой трудной задачи возможно лишь на почве опыта, в итоги долгого практического процесса.

     Институт международного права (Institut de droit international) проявил большую деятельность по разработке правил воздушного передвижения. В 1900 г. на Невшательском конгрессе Института выдающийся французский юрист Фошиль, издатель «Revue generale de droit international public», впервые наметил основные начала воздушного права. По поручении Невшательскаго конгресса Фошиль в 1902 г. на Брюссельском конгрессе представил обстоятельный доклад «Regime juridique des aerostats». В 1906 г. на Гентском конгрессе Института были приняты положения Фошиля об юридической природе воздуха и пределах власти государства над воздухом, сообщенные им в докладе «Regime international de la telegraphie sans fil». В мае 1910 г. в Париже состоялась дипломатическая международная конференция по вопросам воздухоплавания, на которой было представлено 18 государству в том числе и Россия. На конференции, продолжавшейся 2 недели, был составлен проект воздушного кодекса, коим в общих чертах регулируются международные отношения в области воздухоплавания.

     Литература о воздухоплавательном праве, несмотря на новизну вопроса, в настоящее время довольно велика. Помимо множества статей, рассеянных по юридическим, спортивным и специально-воздухоплавательным журналам и газетам всех крупных стран, вышло в свет немало монографий, из которых некоторые представляют собою ценные научные работы.

     Разрешение вызванных воздухоплаванием юридических вопросов намечено в появившейся литературе лишь в самых общих чертах, без детальной практической разработки их, что вполне понятно, ввиду отсутствия фактическая жизненного материала, на почве которого только и возможна детальная регламентация отношений. Вопрос находится еще в подготовительной стадии чисто принципиального обсуждения. Сложность и новизна темы не могла не вызвать многочисленных теоретических разногласий в среде юристов. Спорными оказываются едва ли не все важнейшее вопросы воздушного права. Надо, впрочем, отметить, что крупные теоретические различия не мешают противникам сходиться в целом ряде практических вопросов первостепенной важности. Преобладающим влиянием в международной среде юристов пользуется французская группа с Фошилем во главе. Борющаяся с нею немецкая группа, однако, очень сильна и численностью и солидностью научных сил, и позиции своих, по-видимому, уступать не намерена.