ПРЕДИСЛОВИЕ
Предстоящая третья широкая открытая перевыборная кампания будет происходить в условиях обостренной классовой борьбы при наличии ряда трудностей, которые, несомненно, антисоветские элементы попытаются использовать в своих целях.
Отсюда необходимость особенно серьезной и тщательной политической и организационной подготовки к перевыборам советов.
Партия — организатор и руководитель этой огромной важности политической кампании — должна обеспечить руководящую роль рабочего класса. Это должно выразиться в увеличении рабочего ядра в горсоветах, а также в росте батрацко-бедняцкой прослойки сельсоветов.
Активность женщин в прошлых перевыборах выросла, — это бесспорно. Но темп роста активности несколько замедлился, так, активность в 1925/26 г. поднялась на 8,7%, а в 1927 г. — только на 1,2%, затем, женщины все еще слабо вовлекаются в органы власти: на выборах сельсоветов участвовало женщин около 30%, а в сельсоветы их избрано только 11,7%. В ряде городов, несмотря на возросшую активность, представительство женщин в советах уменьшилось так, даже в Москве (на 3,4%), и по Ленинграду (на 2%).
Имеются факты и понижения активности женщин на самих выборах в ряде районов (по Астраханской губ. — на 12%, по Уральской области — 8%).
То же, примерно, по Орловской, Псковской, Сталинградской, Оренбургской губерниям и по Татарской и Башкирской республикам.
Между тем, не нужно доказывать, что без участия женщин государственного аппарата не улучшить, волокиты, пьянства, распущенности и т. п. не изгнать, социализма не построить.
Относительно участия неорганизованных трудовых слоев города и руководства ими надо своевременно подумать; в прошлом неорганизованные слои слабо обслуживались, между тем неорганизованных много, насчитывается до 3.181 тыс. чел., при чем это по преимуществу члены семей рабочих и служащих, да и роль играют они в стране не малую.
Буржуазия обычно эти слои населения тщательно обрабатывает и привлекает на свою сторону.
Нужно, чтобы руководящая роль партии и рабочего класса должным образом проявилась также и в отношении неорганизованных городских избирателей, в противном случае их используют нэпманские антисоветские элементы.
Задача в предстоящие перевыборы прежде всего лучше провести подготовительные мероприятия и полностью выявить и устранить ошибки и недочеты, которые были допущены в прошлом, в частности, в связи с применением инструкции о выборах советов.
Инструкция о перевыборах советов уделяет значительное внимание делу организации избирательных комиссий, обеспечению их работоспособности и авторитетности, с обязательным вовлечением в них рабочих и крестьян с производства. Практика прошлых перевыборов показала, что не всегда и не везде это проводилось.
В избиркомы нередко попадал чуждый элемент (кулаки, попы, торговцы и т. п.). Губернские и окружные организации должны со всей серьезностью подойти к подбору нижестоящих избиркомов — обезопасить их, путем, проверки, от проникновения чуждых элементов.
Согласно инструкции, на избиркомы возлагается непосредственное проведение избирательной кампании, поэтому низовые избиркомы должны быть снабжены достаточным количеством необходимого избирательного материала (избирательные инструкции, статистические формы учета и информационной отчетности, повестки и т. п.). Важнейшая подготовительная работа избирательных комиссий заключается в правильном и полном учете избирателей и лишенцев.
Особенно тщательно должна быть проделана работа по выявлению и составлению списков лиц, лишенных избирательных прав. В противном случае (вследствие недоучета) лица, враждебные советской власти, смогут принять участие в выборах. К этому делу (выявлению лишенцев) надо привлекать рабочих и батрацко-бедняцкий актив в деревне. Они помогут избирательным комиссиям в каждом населенном пункте выявить скрытых лишенцев и занести их в общие списки.
Между тем, надо признать одним из недочетов прошлых перевыборов недостаточное вовлечение рабочих и деревенской бедноты и батраков в подготовительную организационную работу (проделывалось больше аппаратным путем) и прежде всего в дело лишения избирательных прав (выявления лишенцев). Это обстоятельство приводило на практике к ряду ошибок и промахов.
В начале прошлой перевыборной кампании было некоторое увлечение расширительным толкованием инструкции в части лишения избирательных прав. На практике это сводилось к лишению избирательных прав середняцких слоев крестьянства. Это было вовремя замечено вышестоящими партийными и советскими органами, и ошибка была исправлена.
В резолюции пленума ЦК ВКН(б) (февраль, 1927 г.) говорилось о лишении середняков:
«Перевыборы советов в. деревне должны служить укреплению союза рабочих и деревенской бедноты с широкой середняцкой массой и тем самым должны вести к политической изоляции кулачества в деревне. Вместе с тем необходимо особенно внимательно отнестись к правильному проведению избирательной инструкции, направленной против кулачества и только против него. Правильное проведение избирательной инструкции отнюдь не должно оттолкнуть от совета середняцкие слои деревни. Лишение избирательных прав середняка есть объективно прямая помощь кулачеству. Всякая попытка такого расширительного толкования инструкции, при котором под категорию лишенных избирательных прав подпадает середняк, должна рассматриваться как грубейшая политическая ошибка. Против такого расширительного толкования инструкции в ущерб середняцким слоям должны быть приняты самые решительные меры».
Помимо этой общей ошибки имелись довольно распространенные случаи неправильного лишения избирательных прав по другим необоснованным причинам, например, учителей, на том основании, что они «происходят из духовного звания», «часто ходят в гости к крестьянину, лишенному избирательных прав», и т.п. Встречались и такие случаи, когда лишали избирательных (прав стариков как «нетрудоспособных». Один сельизбирком лишил избирательных прав 7 человек «как слепых» и одного, как «дряхлого».
Нечего и говорить, что подобный подход к лишению избирательных прав приводил на практике к тому, что (по «мелочам») на самом деле затрагивались значительные группы населения, которые по своему хозяйственному, социальному положению и по своему настроению не являлись чуждыми, антисоветскими, а их записывали в число «недостойных» избирать и быть избранными, озлобляли и делали чужими людьми.
Нужно в предстоящих перевыборах не допускать подобных случаев неправильного лишения избирательных прав.
Но на ряду с этим, надо с максимальной полнотой лишать всех тех, кто, действительно, должен быть лишен по классовому признаку или по роду прежней своей деятельности, направленной против рабочих и крестьян.
Между тем, в прошлогодней практике мы имели не мало и таких фактов, когда лица, подлежащие лишению избирательных прав, не только не лишались, но нередко даже выбирались в органы власти. Так, например, в Челябинском округе не лишен прав один кулак, имеющий Трактор и другие сложные хозяйственные машины, на том основании, что он «содействует индустриализации»; в Барабинском округе — кулак, имеющий четырех рабочих, не лишается избирательного права, так как «хотя он и кулак, но вреда никакого не приносит»; в Корчеве (Тверской губ.) бывший помещик Русин, был избран членом горсовета. Такие случаи неправильного предоставления избирательных прав надо решительно изжить и не допускать. Это тем более необходимо в настоящий момент, когда значительно возросла политическая активность кулацких и нэпманских элементов, когда классовая борьба значительно возросла, а чуждые пролетариату классы и группы населения рвутся к власти, к политической деятельности.
Резолюция пленума ЦК ВКП(б) (июль, 1926 г.) подчеркивала:
«Необходимо решительнее подчеркнуть неправильность сокращения числа лиц, лишенных избирательных прав, в то время как и в городе, и в деревне происходит некоторый рост буржуазных элементов».
И дальше:
«Добиться правильного проведения установленных советской конституцией и соответствующими инструкциями избирательных норм, при этом особое внимание должно быть уделено на то, чтобы граждане, не имеющие по советской конституции избирательных прав, не могли участвовать в выборах в советы. Поэтому необходимо большее привлечение рабочих от станка, батраков и бедноты, а также середняков в избирательные комиссии в целях проверки составления избирательных списков и проверки правильного применения советского законодательства вообще».
Вопросы техники перевыборной кампании приобретают сейчас исключительное значение. Избирательные участки надо разукрупнить еще больше, вовремя разослать избирательные повестки и притом всем избирателям персонально, назначать более удобное для избирателей время и места собраний и т. п. Без этого невозможно успешное проведение избирательных кампаний, как ни хорошо была бы проведена политическая операционная часть кампании.
Вопрос о подборе кандидатов в советы является основным, решающим. Необходимость чистки государственного аппарата от чуждого антисоветского элемента, изгнание из него бюрократизма, волокиты и т. п., заставляют нас со всей серьезностью подходить к вопросу подбора в выборные органы власти советских честных людей. Легче, пожалуй, отсеивать всяких «бывших» людей. В таком массовом деле, когда выбирается в сельсоветы свыше миллиона людей и в горсоветы — десятки тысяч людей, вопрос о подборе честных, толковых, преданных делу социалистического строительства людей приобретает исключительное значение/Между тем, в перевыборной кампании прошлого года мы имели факты такого выдвижения кандидатов, когда обнаруживалось, что списки составляют из людей или скомпрометировавших чем-либо себя, или непопулярных среди избирателей, в результате их «проваливали», или они сами вскоре проваливались на работе.
Нужна предварительная, тщательная, серьезная подготовка кандидатур соответствующими организациями; надо нащупывать настроение населения, чтобы, идя на собрание, быть уверенным в том, что соответствующие кандидатуры будут приемлемыми для населения и их не придется «протаскивать».
Задача руководства партии широкими массами рабочих и крестьян, это — сохранение тесной связи с беспартийными массами, и такое соотношение в органах власти — советах, кооперативных, профессиональных и других общественных организациях, где беспартийные были бы предоставлены в достаточном количестве. Без этого не сделать госаппарат близким и понятным рабоче-крестьянским массам. Без вовлечения в него многомиллионных рабочих и крестьян не сделать его дешевым и гибким, без волокиты и бюрократизма.
В резолюции одного из пленумов ЦЕ ВКП(б) говорится: «На основе роста и доверия и активной поддержки беспартийных рабочих, а также и всей беспартийной массы трудящихся, партия должна укрепить свою руководящую роль в советах. Эту задачу укрепления своей руководящей роли партия должна осуществить путем привлечения новых и новых слоев беспартийных рабочих и крестьян к выборам и к самой работе советов. Участие беспартийных рабочих и работниц в городских советах, а также крестьян и крестьянок в советах в деревне не только не должно быть ослаблено, но должно возрасти. Делу выдвижения из беспартийной рабочей крестьянской массы новых и действительно передовых и активных работников в советы должно быть уделено гораздо больше внимания, чем раньше. Необходимо, чтобы беспартийная часть членов исполкомов (в том числе уездных, губернских и выше) составляла не менее одной трети общего количества членов исполкомов».
Вопрос о нормах представительства при перевыборах советов является существенным вопросом. При выборах в горсоветы установлены единообразные нормы представительства. Между тем, в ряде мест был неправильный подход в установлении различных норм представительства для различных групп населения при выборах горсоветов.
Так, один из губисполкомов устанавливал: а) от производственных профсоюзов — 1 депутат от 150 избирателей; б) от непроизводственных профсоюзов — 1 деп. от 400 избирателей; в) от Красной армии — 1 депутат от 200 избирателей; г) от неорганизованных групп населения — 1 депутат от 400 избирателей, фактически явившихся на избирательное собрание.
Подобного рода избирательное творчество является неправильным с точки зрения формальной (поскольку установлена «Положением о горсоветах» единая норма представительства) и по существу, политически неправильным.
Нельзя допускать, чтобы одни профсоюзы (непроизводственные) приравнивались к неорганизованным группам населения, а красноармейцы — к «полунеорганизованным».
Партия и советская власть заинтересованы в том, чтобы все трудящееся население, имеющее избирательные права, принимало активное участие в выборах советов. Установление же подобного рода норм представительства урезало бы права отдельных групп населения и послужило бы поводом для недовольства. В этом тем более нет необходимости, что местам предоставляется по избирательной инструкции право устраивать собрания неорганизованного населения вместе с организованным, а вместе с этим и полная возможность избирать рабочих и работниц с производства (и от неорганизованной части избирателей), тем более, что среди неорганизованных почти две трети женщин (жены рабочих, домашние работницы, домашние хозяйки).
Основная задача, которая стоит перед нами в предстоящую избирательную кампанию, это — закрепить достижения, которые мы имели в прошлую перевыборную кампанию и продвинуться вперед. Мы не можем довольствоваться тем, что у тс в выборах участвовало 50%, — этого мало, надо добиваться поголовного участия в выборах рабочих и крестьян.
Число рабочих увеличилось в горсоветах; возросло несколько число батрацко-бедняцкой части в сельсоветах, но недостаточно — надо добиться большего, надо выдвинуть в советы все, что есть в рабочем классе наиболее передового, честного, сознательного, преданного советской власти и делу социалистического строительства.
Отчетная предвыборная кампания должна развернуться под углом проверки выполнения советских решений по индустриализации страны, по развитию колхозного и совхозного строительства, упрощению и удешевлению соваппарата, чистки его от негодного, чуждого, антисоветского элемента, приближения его к массам и изгнания бюрократизма.
Она должна пройти при усилении внимания к вопросам поднятия сельского хозяйства, переустройства его на более высоких технико-научных основаниях.
Время докладов сельсоветов только о «числе входящих и исходящих», о количестве умерших, родившихся и брачущихся прошло. Пусть они расскажут открыто перед массой избирателей, что конкретно ими сделано по поднятию урожайности, колхозному и совхозному строительству, как дело со школой и больницей и др. культурными учреждениями. В своих содокладах ревизионные комиссии пусть расскажут о состоянии финансово-хозяйственной деятельности сельсоветов.
На основе таких докладов и содокладов должна развернуться критика и самокритика.
Сверху донизу работа советов должна тщательно обсуждаться на всех предвыборных отчетных собраниях, на всех фабриках и заводах, в каждой деревне. Только при осуществлении широкой пролетарской советской самокритики легче будет исправить ошибки и недочеты, только при вовлечении многомиллионных рабоче-крестьянских масс в повседневную работу, по социалистическому строительству дело построения нового общества, построения социализма будет облегчено и находиться в твердых руках миллионов.
«В связи с предстоящими в начале 1928 г. перевыборами советов, говорится в резолюции XV съезда, развернуть широкую отчетную кампанию о работе советов, вовлечь в выборы максимум бедняцко-середняцких слоев, обеспечить руководство партии во всей перевыборной кампании и строго следить за тем, чтобы установленные соответствующей избирательной инструкцией (1926 г.), нормы исключения из избирательных списков кулацких и других антипролетарских элементов проводились со всей строгостью».
За точное выполнение этих директив, за неуклонное твердое и решительное проведение классовой линии в предстоящих выборах советов.
Ян Полуян.