Введение
Государство, право, общество.
I. Под именем общей теории права разумеется наука, ставящая себе задачей изучение самых основных вопросов правоведения. По существу таких вопросов можно выделить два: 1) вопрос о государства и 2) вопрос о праве. Эти два понятия тесно связаны между собою. И государство, и право, как мы увидим, являются продуктами длинной и сложной культурной эволюции и при этом развитие их, взаимно обусловлено. Право и государство возникают в процессе, постоянного взаимодействии и в развитом состоянии предполагают друг друга.: в настоящее время мы не можем себе представить права без государства и государства без права. Вот почему эти два понятия и являются самыми основными в общей теории права.
Взаимное отношение права и государства в развитом их состояние можно выразить в следующей краткой формуле: государство есть наиболее совершенная и наиболее всеобъемлющая форма человеческого общежития, а право есть тот порядок, по которому должна происходить жизнь государственного общежития. Таким образом, оба эти понятия предполагают понятие человеческого общества или общежития. На этом понятии и приходится остановиться, прежде чем перейти к анализу природы государства и права.
II. Под именем общества, в широком смысле этого слова, мы разумеем, группу людей, объединенных каким-либо связующим элементом. Связь, которая объединяет отдельных людей в общество, может иметь различный характер, смотря по степени её продолжительности и прочности, смотря по большей или меньшей её полноте и общности. Поэтому при в высоком состоянии культуры различается много видов общественных, соединений. Каждый индивидуум принадлежит обыкновенно не к одному только общественному союзу, но сразу состоит членом многих общественных соединений, в которых он и находит удовлетворение своих разнообразных потребностей. Как уже сказано раньше, самой всеобъемлющей формой человеческого общежития является в настоящее время государство. Это — наиболее прочно организованный человеческий союз, в котором каждый индивидуум охвачен в наиболее широком круге своих интересов; союз этот является теперь единственным самостоятельным в том смысле, что все другие союзы в той или иной мере стоят от него в зависимости, так, что государство в случае нужды могло бы довольствоваться самим собою, тогда как другие общественные союзы опираются на государство и не столь широко охватывают жизнь своих членов, как государство. Однако, несмотря на все это, современный человек не удовлетворяется общением в государстве. Наряду с государством существуют и другие общественные союзы. Некоторые из них выходят даже за пределы государства (напр., церкви). Но их существеннейшее отличие от государства состоит в том, что они не создают между своими членами столь общей связи, как государство; все они преследуют сравнительно специальные цели. Соответственно этому они и не имеют столь сильной и сложной организации, как развитое государство. Нет возможности перечислить все виды общественных соединений. Можно сделать лишь примерный перечень важнейших из них. 1) Целый ряд общественных образований основан на единстве кровного происхождения своих сочленов. Это — так называемые семейные и родовые союзы, значение которых было особенно велико до появления государства. 2) Большое значение в жизни современного государства имеют общественные группы, объединенные общностью экономических интересов. Таковы классы землевладельцев, промышленников, рабочих. Общность экономических условий нередко создает в этих классах и общие политические стремления, иногда несогласные между собою пли прямо противоречивые. Весьма важные потребности человека удовлетворяются при помощи союзов, основанных на религиозной связи. Сюда относятся всякого рода религиозные общины и церкви; как уже замечено, эти союзы часто выходят за пределы отдельных государстве. 4) Иногда большое значение приобретает чисто культурное деление общества: различие классов образованных и необразованных, разные общественные соединения в целях научных, литературных, художественных. 5) В пределах каждого развитого государства существуют особые союзы политического характера: сюда относятся, помимо политических партий в конституционных государствах, разного рода местные общины (городская сельская), на которые иногда возлагается выполнение части государственных задач. 6) В последнее время, особенно в истории XIX века, большое внимание привлекает к себе понятие нации, как общественного образования. Нация не есть синоним государства; напротив, некоторые государства включают в себя несколько наций, и одна нация может оказаться раздробленною по нескольким государствам. Как доказал Еллинек, нация объединяется вообще не какой-либо объективной связью (например, не языком, не религией и т. п.), а только субъективным сознанием образующих ее людей. „Группа людей, сознающих себя объединенными множеством общих своеобразных культурных элементов и общим историческим прошлым и потому отличными от других людей, образует нацию. Субъективное единство нации по своей природе есть продукт высшей культуры и, хотя издавна уже находится в зародышевом состоянии, но с полною силою проявляется лишь в новейшее время. 7) Наконец, следует отметить приобретающий все большее, и большее значение наиболее широкий вид общественного соединения, а именно: международное общении. Все культурные государства в настоящее время находятся в тесном общении между собою. Помимо политического, культурного и религиозного влияния, которое эти государства оказывают друг на друга в таком общении, следует отметить чисто юридическую его сторону. Оно привело к тому, что государства стараются придать более упорядоченную форму своим взаимным отношениям, подчинить их твердым правилам. Так возникает особая отрасль права—право международное. На почве такого общения государства уже теперь общими силами выполняют некоторые культурные задачи. Возникли постоянные международные союзы и постоянны соглашения, без которых современная культура обойтись не может (всемирный почтовый и телеграфный союзы, международные соглашения о железнодорожных тарифах, о выдаче преступников и т. п.).