Предисловие.
Войны и вооружения народов обременяют население всех культурных стран тяжестью личной военной службы и подрывают государственное хозяйство непосильным обложением, без всякого разумного основания и без действительной практической необходимости. Вот почему упрочение всеобщего мира и освобождение человечества от положения, противного религии и разуму и подрывающего благосостояние народов, являются насущною задачею государственного деятеля. К несчастью, однако, огромное большинство руководителей народной жизни всех стран не придерживается в своих действиях этой простой истины. В значительной мере, конечно, причиной такого недоверия к принципам всеобщего мира следует признать господствующую в дипломатическом мире рутину и косность. Но кроме этой косности сильною задержкой в деле упрочения всеобщего мира является и то, что даже наиболее передовые государства проводят в жизнь свои идеалы со слишком большою робостью, опасаясь связать себя тогда, когда другие менее передовые державы не желают за ними следовать.
Все вышеизложенное с очевидностью убеждает, что простые истины: 1) ненужности, безнравственности обременительности войны и 2) необходимости укрепить и обеспечить всеобщий и прочный международный мир — надо старательно доказывать. Предлагаемый читателям труд представляет попытку такого доказательства. План этого доказательства был принят автором следующий. Прежде всего приведены данные, выясняющие, что войны культурных народов между собой не вызываются в наше время исторической необходимостью, и что вместе с тем войны противны религии и разумным, нравственным и правовым принципам, а также подрывают благосостояние народов (Главы I и II). Дальнейшее изложение посвящено вопросу о том, каковы существующие мероприятия, выработанные международною практикой, для предотвращения войны и разрешения международных столкновений. Главы эти (III-X) посвящены, главным образом, международному третейскому суду в настоящей его постановке. Наконец, автор сделал попытку ответить на вопрос: каковы средства для действительного обеспечения всеобщего мира и что для этого надо сделать? Ответ наш (Гл. XI и XII) следующий: нисколько не касаясь независимости отдельных государству нужно сделать международный третейский суд постоянным и обращение к нему во всех спорах обязательным при этом необходимо повсеместное укрепление конституционного строя, разоружение и, отчасти, кодификация международного права. Последняя (XIII) глава посвящена краткому обзору наиболее выдающихся проектов обеспечения вечного мира.
Происходящие на Ближнем Востоке тревожные события нисколько не поколебали убеждения автора в правильности его выводов.
Введение конституционного строя в Турции будет, — если оно только увенчается успехом, — новой гарантий прочного мира и устойчивого равновесия на Балканском полуострове. Что же касается провозглашения независимости Болгарии и аннексии Боснии и Герцеговины Aвстрией, то эти акты ни в какой степени не изменили существовавшего уже 30 лет фактического положения вещей.
Конечно, возможность войны из-за обманутых национальных надежд Сербии еще не исключена. Но, в сущности, именно Сербия, как не участвовавшая в заключении Берлинского трактата держава, не имеет, по международному праву, оснований к протесту против аннексии Боснии и Герцеговины. Нельзя отрицать, что происшедшие события дают полное право обсуждать связанные с ними вопросы, дабы сгладить остроту разногласий и успокоить разбушевавшиеся страсти; но из-за таких поводов жертвовать жизнью сотен тысяч людей и отдавать благодатные края на поток и разграбление — было бы ужасным преступлением. Мы твердо надеемся, что культурные народы найдут в себе достаточно нравственной силы, чтобы преступлению этому не дать совершиться.
Мы твердо надеемся, что не так далеко и то время, когда основная идея, что никогда не должно воевать, — также станет общепризнанной истиной. Великая идея не может не победить традиционной косности определенного круга лиц. Все великие истины, ставшие положительным достоянием людей, человечество постигало медленно, иногда с тяжелой борьбой. Человечество как бы срасталось с ними. Таковы две величайшие идеи, ныне получившие всеобщее признание: 1) что не должен один человек владеть другим человеком, как рабом, и 2) что не должно управлять государством без участия представителей народа. Еще недавно эти истины считались недостижимыми идеалами. Вот почему, когда теперь говорят, что уничтожение войны — бесплодная утопия, этому не надо верить. Всеобщего мира требуют религия, разум и прямая практическая необходимость; это одна из величайших нравственных истин, и человечество срастется с нею.
Относительно первой главы автор считает долгом заметить, что сделанный в ней обзор исторических причин войны есть лишь попытка классификации этих причин, в самой общей и краткой форме. Попытка эта сделана автором совершенно самостоятельно, ибо ни одно из известных сочинений о вечном мире и международном третейском суде таких классификаций не содержите. Несовершенство разработки предлагаемой классификации не остановило издания настоящего труда лишь потому, что автор убежден в правильности основных её принципов, а главное, в неотложности практической задачи — укрепления мирного сожительства между народами. Этой задаче настоящей труд призван служить прежде всех других.
9-го декабря 1908 г. Кн. В.В. Тенишев