Начиная с августа этого 1906 года, правительство стало выказывать усиленный заботы о крестьянстве. Прежде всего новый министр земледелия публично заявил, что «земельная политика правительства шла по ложному пути». Значить министр признал неправильным то, что до этого делало правительство насчет земли. Затем в течение одного лишь августа этого 1906 года правительство издает два земельных закона: закон 12-го августа о продаж удельных земель и закон 27-го августа о продаже казенных земель. В сентябре выходить наказ землеустроительным комиссиям и закон о кабинетских землях. В первой половине октября — закон о равноправии крестьян.
Наконец 9-го ноября выходить закон об укреплении и выделе общинной земли в личную собственность, а 15-го ноября — закон о залоге крестьянских надельных земель. Итого за три с половиною месяца шесть законов и один наказ! И все это для крестьянина! А прежде бывало самый незначительный закон составлялся годами, если, конечно, этот закон не был нужен самому правительству. Затем правительство стало усиленно скупать помещичьи земли для перепродажи их крестьянам. И цены за земли дает дорогие. Наконец правительство старается как можно скорее составить повсюду землеустроительный комиссии. Правительство всячески принуждает крестьян посылать своих выборных в эти комиссии. Одним словом, правительство старается как можно скорее издать разные очень важные земельные Законы и спешно выполнить разные меры насчет земли.
Эти спешные заботы правительства о крестьянстве вызывают большие сомнения. Является вопрос — о крестьянских ли интересах заботится правительство, так спешно издавая эти законы? Не принесут ли эти законы, напротив, большой вред крестьянству? Действительно, зачем правительство издает эти страшно важные законы спешно без Думы под видом временных законов? Этим правительство нарушает им самим только что изданные основные законы. Зачем все это? Ведь эти новые земельные законы, чтоб стать настоящими, постоянными законами должны быть еще рассмотрены и утверждены Думой. До созыва же Думы осталось всего несколько месяцев. Не проще и не законнее ли было бы, если бы правительство отложило эти законы до Думы? А если уже нужно было спешить, то надо было поскорее созвать Думу.
Всем тем, кто хорошо знает, каково положение крестьянства и как правительство всегда — и ранее и во время Думы относилось к нуждам крестьянства — всем им совершенно ясно — зачем правительство так спешит издать свои земельные законы. Подробное рассмотрение и обсуждение этих законов окончательно разъясняет — в чьих интересах изданы эти законы и что принесут они крестьянству. — Поэтому, чтоб понять - зачем изданы эти законы и что они дадут крестьянству, нужно во первых знать настоящее положение крестьянства и причина такого положения, во вторых, нужно основательно рассмотреть и обсудить новые земельные законы и новые меры правительства на счет земли. Это необходимо еще вот почему. Правительство изданием всех этих законов решает земельный вопросу а земельный вопрос бесспорно самый важный вопрос экономической жизни русского народа. От справедливого и правильного решения земельного вопроса зависит существование стомиллионного крестьянства и многих миллионов рабочих, особенно тех из них, кто сохранил связь с землей. Не только экономическое положение России, но и ее государственное устройство и управление, ее законы, просвещение, быт и вообще все условия жизни России будут те или другие, смотря по тому, как будет решен земельный вопрос. Все это делает крайне необходимым обстоятельное и подробное обсуждение новых земельных законов и земельных мероприятий правительства.
Но прежде, чем обсуждать эти законы нужно сообщить хотя бы краткие сведения о положении крестьянства и причинах такого положения. С этого мы и начнем.