Водный закон королевства Баварского 23 марта 1907 г.
Вопросы водного права и хозяйства составляют один из самых важных предметов западно-европейского законодательства, направленного на служение современным интересам сельскохозяйственной культуры, торговли и промышленности, развитию путей сообщения и обеспечению народного благосостояния и здоровья. На путь создания общих водных законов Италия, Австрия, Франция, Бавария и некоторые другие государства, как известно, вступили уже с начала XIX века, но особенно энергичная деятельность в этом направлении проявилась, в связи с новыми потребностями жизни, за последние десятилетия. В 1887 г. издан новый водный закон в Гессене, в 1881 г. — в Эльзас-Лотарингии, в 1898 г. во Франции (переведен в Ж.М.Ю. за 1899 г. № 6), в 1899 г. в Бадене, в 1901 г. в Вюртемберге, и в 1907 г. в Баварии. Кроме того выработаны и оживленно обсуждаются проекты саксонский и прусский, а также дополнительные проекты водных законов во Франции (1904 и 1905 г.г.).
Урегулирование водного хозяйства и у нас один из самых настоятельных культурных вопросов, в правильном разрешении которого одинаково заинтересованы как сельское хозяйство и промышленность, так и государство. Но и в этом отношении, как и во многих других, первым шагом на пути его разрешения является основательное знакомство с относящимися сюда образцами западно-европейского законодательного творчества, где широко поставлены, всесторонне обсуждены и так или иначе установлены общие, принципиальные основы водного права и разрешены многие частные вопроса из практики водного хозяйства.
Баварскому законодательству по водному праву в этом отношении принадлежит одно из первых мест. На путь регулирования водного хозяйства при посредстве общих водных законов Бавария выступила ранее Австрии, водный закон которой, изданный в 1869 г. и созданный под непосредственным влиянием итальянского законодательства о водах, считается и до сих пор одним из самых замечательных законодательных актов этой страны. Первый общий водный закон появился в Баварии в 1852 году. Он состоял из трех отдельных законодательных актов: о пользовании водами (104 статьи), об орошении и осушении (52 статьи) и о защити берегов (30 статей), которые, однако, будучи тесно связаны между собою, считаются обыкновенно за один закон. Предоставив значительный простор административной власти в деле наблюдения над пользованием и распоряжением водой, баварский закон содействовал разрешению) многих столкновений на этой почве и создал обширную административно-судебную практику. В некоторых отношениях он содержал, однако, крупные пробелы. Преследуя по преимуществу цель правильной организации орошения и осушения земель, закон обратил главное внимание на интересы сельскохозяйственной культуры, вопросы же устройства вододействующих заведений, тесно связанные с интересами промышленности, отошли в нем на второй план. В значительной мере оказались недостаточными и полномочия государства публичной власти в деле борьбы с наводнениями.
В настоящее время в деле, водного хозяйства выступают на первый план интересы промышленности. Вопрос об использовании силы падения воды в промышленных целях — один из настоятельнейших вопросов современности. «Запасы каменного угля приближаются медленно, но постоянно, к полному истощению, а вместе с этим растут и цены за уголь, которые должна выплачивать теперь баварская промышленность. Этот взгляд в будущее заставить заинтересованные круги обратить внимание на водную силу, белый уголь, который во многих отношениях может стать на место черного. Грандиозные проекты сооружений для использования силы падения воды, созданные за последние годы вне Баварии, ждут своего осуществления и в последней, настойчиво требуя соответствующая новой жизни водного права». В этих словах составители обширного комментария к новому баварскому закону выясняют главный мотив к его изданию» (см. Kommentar zum Bayerischen Wassergesetz vom 23 Marz 1907, v. Dr. Th. Harster und Dr. I. Cassimir, Munchen. 1908, стр. XIII).
Недостаточность постановлений закона 1852 года о защити от наводнений обнаружилась наглядным образом при огромном наводнении, имевшем место в Баварии в сентябре 1899 года. Это несчастье, причинившее огромные убытки населению, было непосредственным побуждением к скорейшему пересмотру закона 1852 г. В баварском ландтаге была избрана комиссия по наводнению (Hochwasserausschuss), которая, изучив вопрос, нашла необходимым создание нового общего водного закона, обнимающего, кроме защиты от наводнений, и все другие вопросы водного права. В этом смысли и было выработано следующее предложение:
«Просить королевское правительство тотчас же приступить к предварительной разработке тех законодательных постановлений или административных распоряжений, который представляются способными действительно предотвратить на будущее время опасности от наводнений и по возможности уменьшить их последствия, в особенности посредством улучшений защиты берегов, усовершенствования построек плотин, устранения песчаных заносов, систематической обделки диких горных ручьев, создания для этой цели при министерстве внутренних дел специального технического бюро, спешного исправления, на основании указаний опыта, опасных водных течений, а также организации служебного персонала для сообщения сведений о положении вод.
«Соответственно с этим просить королевское правительство пересмотреть законы 28 мая 1852 г. о пользовании водою, оросительных и осушительных предприятиях для целей земельных улучшений, защите берегов и предохранительных мерах против наводнений и представить к следующей сессии ландтага объединяющей эти законы единый законопроект, при чем королевским правительством в качестве материалов для пересмотра должны быть использованы петиции и высказанные во время обсуждения вопроса мнения, в особенности касающиеся рационального государственного использования водных сил в общественном интересе.
«В отношении к имеющим быть выработанным нормам о защити берегов границы между публичными и частными водами должны быть установлены менее тесно, чем это имеет место в настоящее время, обязанности государства и Окружных общин относительно пособий для предприятий, которые имеют целью в каком бы то ни было виде защиту берегов или исправление водных течений, должны быть законно установлены в возможно меньших размерах, наоборот правомочия государства относительно упорядочения и наблюдения за такими сооружениями должны быть расширены».
Предложение комиссии было принято единогласно ландтагом 2 октября 1901 г., а 14 января 1902 г. и рейхсратом 15 февраля 1904 г. проект нового закона был внесен правительством в ландтаг, а с 23 марта 1907 г. он стал законом.
Баварский закон 23 марта 1907 г., вступивший в силу с 1-го января 1908 г., является наиболее полным и цельным из существующих законов, отличаясь в то же время и значительным техническим совершенством. В нем удачно и целесообразно примирены различные интересы, сталкивающееся между собою в деле пользования водой, и в связи с этим государственно-правовая и частно-правовая точки зрения на обладание водами. Последняя сторона закона вызвала некоторое недовольство.
Со стороны широких общественных кругов и в палатах по отношению к новому закону предъявлялось требование о признании всех текущих вод собственностью государства и организации на них государственного водного хозяйства в особенности по отношению к использованию движущей силы воды в интересах добывания электрической энергии. Закон удержал, однако, историческое деление вод на публичные и частные, но допустил возможность превращения всякой реки в публичную без уплаты вознаграждения за отчуждение русла реки. Проведя затем последовательно административно-правовой надзор за пользованием и распоряжением всякого рода водами, обеспечив широко интересы общего пользования и расширив допустимость принудительного отчуждения земли для разного рода предприятий по использованию воды, закон и по отношению к частным водам установил правило (ст. 157), согласно которому вода частного водного течения, не использованная собственником, по распоряжению административной власти, может быть предоставлена за полное вознаграждение и не прибрежным владельцам, если от предположенного посторонним лицом пользования можно ожидать, значительных выгод для сельского хозяйства и промышленности и если сам собственнику по требованию административной власти, в определенный срок не использует воду или не укажет особых обстоятельств, препятствующих этому пользованию.
Указанным путем закону удалось удовлетворить разнообразным потребностям, связываемым с пользованием водными богатствами и силами, и примирить противоположные интересы, не порвав резко с историческими основами баварского водного нрава. В этом и заключается особое достоинство баварского закона.